Новости и события


09.04.2017

В Вербное воскресенье

В шестое воскресенье Великого Поста (за неделю до Пасхи, между Лазаревой субботой и Страстной седмицей) празднуется торжественный Вход Господень в Иерусалим — переходящий двунадесятый праздник, всегда выпадающий на воскресенье и предшествующий Пасхе. Этот праздник иначе называется Вербным воскресением.

Сотни верующих человек собрала Божественная литургия, совершенная в Троицком соборе Раифского монастыря 9 апреля, в праздник Входа Господня в Иерусалим, возглавил которую благочинный Раифского Богородицкого мужского монастыря иеромонах Антоний (Панькин).

Песнопения во время литургии исполнял монастырский хор обители.

Проповедь перед причастием произнес эконом монастыря иеромонах Гавриил (Рожнов):

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Великий пост состоит из двух примыкающих друг к другу и слитых воедино постов, которые отражают различные события земной жизни Христа Спасителя.

Святая Четыредесятница учреждена Церковью в память сорокадневного поста Спасителя в Иудейской пустыне после Его крещения, а Страстная седмица посвящена воспоминаниям последних дней земной жизни, крестных страданий и смерти.

Страстная седмица начинается праздником – Входом Господним в Иерусалим.

Почему это событие – вход Господа во Святой Град – причислено Церковью к великим двунадесятым праздникам? Потому что оно содержит в себе глубокий духовный смысл.

Незадолго перед крестными страданиями Господь совершил великое чудо – воскресил из мертвых Лазаря, жителя предместья Иерусалима – Вифании. В Палестине хоронили обычно в день смерти почившего, так как из-за жары плоть быстро начинала разлагаться. На четвертый же день мертвое тело Лазаря уже потеряло человеческие черты. И воскрешение Лазаря – это было не просто возвращение его к жизни, но как бы воссоздание его вновь, то есть было показано, как Господь воссоздаст тела умерших из праха в конце человеческой истории. И чудо воскрешения Лазаря из мертвых предображало собой всеобщее воскрешение, день Страшного Суда.

Лазарь был возвращен к земной жизни, прожил несколько десятилетий, стал епископом и, по преданию, принял мученическую смерть за веру. Так и воскресение мертвых станет началом вечной жизни, не имеющей конца, и будет победой над смертью.

Вход Господень в Иерусалим символически означает Второе Пришествие Христа. В Своем Первом Пришествии на землю Он явил Себя человечеству как Искупитель и Спаситель; во Втором — придет как Царь мира и Судия.

Служба сегодняшнего праздника Входа Господня в Иерусалим очень тесно связана с богослужением Лазаревой субботы - у них даже общий тропарь и общая тематика песнопений. Христа принимают с такими почестями именно потому, что слышали и видели, как Он только вчера воскресил Лазаря.

Поскольку в символике торжества важное место занимают цветующие пальмовые ветви – вайи, этот праздник называют Неделей ваий. На Руси в богослужебной практике пальмовые ветви традиционно заменяют ветвями вербы, отчего Неделя ваий носит также название Вербного воскресенья.

Этот день не только праздничный, но и, по словам церковных песнопений, – предпраздничный, ибо Он совершается в воскресенье, непосредственно предшествующее пасхальному. А между ними находится Страстная седмица, с ее богатством богослужебных воспоминаний, молитвословий и священнодействий.

Мы будем вспоминать страшные события – когда Господь был предан Иудой, когда ученики Христовы отреклись от Него, когда апостол Петр трижды сказал, что не знает Господа Иисуса Христа, когда архиереи и книжники, элита иудейского общества, признали преступником Спасителя мира и предали Его на суд, и когда Господь за грехи наши, грехи людей, взошел на Крест.

Как повествует нам Писание, в сегодняшний день Спаситель вошел в Иерусалим. Произошло это следующим образом.

Господь в сопровождении учеников выехал из села Вифании и направился в Святой Град. Толпы людей встречали Его, держа в руках пальмовые ветви (вайи), приветствуя криками: “Осанна!”, что значит “спасение, радость, слава”. Приветствовали как царя: народ рад, народ ждет своего Мессию, народ устилает путь Господень ветвями. Это высшая точка публичности в Евангелиях.

Но, по благочестивому преданию, Господь, входя в Иерусалим, плакал. Он плакал о народе, который меньше чем через неделю вместо “Осанна” скажет перед Пилатом: «Распни, распни его»; плакал о том, как предадут Его ученики, как предадут Его встречающие иерусалимляне.

Он плакал и о нас, потому что мы такие же предатели, точно так же забываем о Нем, забываем о смысле жизни, забываем, ради чего мы пришли в мир, забываем о вечности.

Евангелие – оно для нас. Ведь мы постоянно оказываемся в ситуации, когда сегодня взываем «Осанна» Христу, а завтра распнём Его – своими мыслями, словами, делами, отношением к ближнему… Одно дело – ликовать в толпе, совсем другое – делать личный осознанный выбор за Христа…

Давайте прислушаемся к своему сердцу, заглянем в свою душу – не так ли мы поступаем, радуясь в храме о Празднике Господнем? Не распинаем ли мы Господа прежде всего в сердце своем грехами, страстями, теми поступками, которые не могут быть достойны христианина. Не распинаем ли мы Господа в лице ближних своих, нанося им обиды, скорби и боль.

Да, мы умеем радоваться, мы умеем встречать Господа, но мы также умеем Его предавать.

Почему? Да потому, что как для иудеев иерусалимлян, так и для нас часто Господь – это не любящий Отец, который есть самая важная часть нашей жизни и объект любви. Господь чаще всего для нас – это та сила, которая может нам помочь. И большая часть наших молитв – это просьбы о помощи. Меньше всего в молитвах мы благодарим Господа. Как говорил недавно почивший архимандрит Кирилл (Павлов), "большинство людей сегодня приходят в храм со словом “дай” и лишь немногие со словом “прости”".

А ведь если мы посмотрим на свою жизнь – поймем, что ни дня без Божией помощи не можем прожить.

Так, вот уже две тысячи лет, мы, христиане, то взыскуем Бога, то бежим от Него. Так вера в наших душах сменяется предательством. С давних времен и поныне, все в той же самой Церкви, мы, то с радостью кричим “осанна”, то с яростью – “распни Его”! И наш Бог, видит и знает это. Знал и тогда в Иерусалиме, знает и сейчас. Он знал, что ожидает великий город, Он знает, что ожидает весь мир, и потому – плачет.

Весь Великий Пост Церковь пыталась пробудить в нас чувство покаяния. Понимание того, что Распятие – это дело наших рук. Распятие стало возможным, потому что рос и умножался грех в каждом из людей. И мы знаем, что так же, как и в те далекие годы, сегодня грех растет и умножается в нас: бесстыдством, леностью, жадностью, ненавистью.

Не будем же распинать Господа своими неблагочестивыми поступками. Не будем распинать Господа в лице ближнего своего. Каждый из нас должен помнить, что он и есть самый великий грешник. Когда человек начинает видеть свою греховность – значит, может и исправиться. Осознание своего греховного состояния, осознание того, что ему нужен Господь, Который может войти, как в Иерусалим, и в его сердце – и в нем или будет распят, или прославится во всей своей славе, воссияет фаворским светом.

Пусть в наших душах Господь обретет себе достойное жилище, и пусть наши сердца не оскверняются предательством Господа нашего Иисуса Христа. Ему же Слава во веки. Аминь.

 

Пресс-служба Раифского монастыря

Фоторепортаж Эдуарда Закирова