Раифский Богородицкий мужской монастырь Раифский Богородицкий мужской монастырь. Логотип.

№ 5 (20) май 2003 г. / История

«..Предыдущая статья Следующая статья..»

Ключи от Больших Ключей

Версия для печати

Из СВЯТОГО ПИСАНИЯ.

Храм Иоанна Богослова до закрытия, 1928 год....После Успения Пресвятой Богородицы апостол Иоанн по выпавшему ему жребию пошел благовествовать в Ефес и другие Малоазийские города, взяв с собой ученика Прохора. Они отправились в путь на корабле. На море случился шторм, и корабль затонул. Все путешествующие спаслись, только апостол Иоанн остался в морской пучине. Прохор горько рыдал, лишившись духовного отца. Он один отправился берегом моря в Ефес. На 14-й день пути он вдруг увидел, как волна выбросила на сушу человека. Подойдя к нему, он узнал св. Иоанна. Так Господь чудно сохранил Своего любимого ученика.

В то время началось гонение императора Нерона, и апостола Иоанна доставили в Рим, где пытались отравить. Выпив предложенную чашу с ядом, св. Иоанн остался невредим. После этого его сослали на остров Патмос. Там Бог открыл Иоанну будущее мира.

Для Раифской обители этот праздник является престольным, ибо храм на Ключинском подворье святой обители освящен в честь этого святого.

...«Когда я вернулся из армии в 1945 году, у меня появилась идея заняться краеведением. Стал собирать списки ушедших на войну односельчан, беседовал со старожилами об истории Ключей.

Когда вышел на пенсию, стал посещать архивы, библиотеки, более подробно узнал о возникновении близлежащего Раифского монастыря, деревни Белое. Особенно хорошо написано об этом, на мой взгляд, в книге профессора И. Е. Износкова за 1885 год «Списки населенных мест Казанского уезда с кратким их описанием».

«Ключи, село при безымянных ключах на проселочном тракте...от гор. 34 версты. Русские жители, основавшие это селение и давшие ему название по ключам, выселились из дер. Белое и других мест около 1680 г. До 1832 г. Ключи были деревней, состоявшей в приходе села Ивановского. Как в самом селе, так и в окрестностях, находится много оврагов с родниками, из которых текут быстрые ключи. До заселения на месте Ключей был дремучий лес».

Итак, летом 1680 года мужики из д.Белое отправились на поиски нового местожительства с родниками. Прокладывая тропу на север, вышли на берег балки.Стали думать,куда пойти дальше... Впоследствии эта балка получила название «Тоскииха» (от слова «тосковать», здесь сейчас стоит асфальтовый завод). Пошли мужики дальше и в версте от балки нашли родник. (В 1914 году была поставлена лесопилка для распиловки леса на доски. Там теперь — деревообрабатывающий комбинат) Мужики вручную перепрудили балку, и получилось озеро, которое назвали Захватное.

Казанская духовная консистория в 1822 году, постановив уничтожить в селе Ивановском деревянную ветхую церковь, одновременно решила построить приходской деревне Ключи каменную церковь. Специально для этого строительства возвели кирпичный завод. Церковь начала действовать в 1832 году, долгое время это было единственное каменное здание в селе.

В книге «Россия — полное географическое описание нашего отечества», изданной в Санкт-Петербурге в 1901 году, есть такие сведения:

«...на 30-й версте от Казани... два больших села Ключи и Параты, имеющие каждое свыше 1500 жителей. В Ключах есть школа, лавки и земская больница на 8 кроватей».

В начале XX столетия в селе насчитывалось 1462 жителя. В это время работали 8 ветряных мельниц, 2 маслобойки, 2 крупорушки, шерстобойка. В селе было много портных, печников, кузнецов, не говоря уже о столярах.

Население Ключей было очень верующим. Соблюдали не только посты, но и все постные дни — понедельник, среда, пятница. В общей сложности за год набиралось более 150 постных дней.

Наше село стало родоначальником ряда других сел. В 1878 году образовались Малые Ключи. В 1920 году — Маевка и Соловьевка, в 1919-м — Светлое Озеро. Зимой 1931 года жизнь Больших Ключей резко изменилась: образовался колхоз. Каждая вступившая в колхоз и имеющая инвентарь семья стала свозить сельхозинвентарь и лошадей во дворы раскулаченных крестьян, где образовались колхозные бригады. Таким образом, в одной половине села, называемой Кругорка, был дом и двор раскулаченного Александра Кандрашина, в другой части села, именуемой Самары — дом Дубова.

Но самый, пожалуй, интересный исторический факт, связанный с нашим селом, касается Федора Ивановича Шаляпина. В журнале «Жизнь» за 1914 год опубликованы воспоминания одного из современников знаменитого певца. Он пишет Федору Ивановичу:

«Добрейший и глубокоуважаемый Федор Иванович! В бытность Вашу у нас Вы просили меня известить относительно Вашей матушки. Она была в начале семидесятых годов кормилицей у бывшего пристава Чирикова в селе Ключи Казанского уезда, а Ваш отец был в то время помощником писаря Ильинского волостного правления. В Ключах у Чирикова родились два сына — Алексей и Модест. Последний-то и стал молочным братом Феди Шаляпина...»

Александр ЖУРИН,
ветеран ВОВ.
печатается в сокращении

«..Предыдущая статья Следующая статья..»
№ 5 Май 2009
№ 10 Октябрь 2009
№ 2 Февраль 2010
№ 4 Апрель 2010
№ 5 Май 2010
№ 1 Январь 2011
№ 8 Август 2011
№ 3 Март 2006
№ 7 (22) июль 2003 г.
№ 8 (15) декабрь 2002 г.
№ 6 (13) октябрь 2002 г.

Яндекс.Метрика

 

© Раифский Богородицкий мужской монастырь, 2008-2014.  E-mail: raifa@raifa.ru
При перепечатке материалов просьба указывать первоисточник - сайт www.raifa.ru.