Публикации


04.03.2017

Похвала
иноческой жизни

Воздадим благодарность всем,

кто содействовал своим усердием к приведению в исполнение сего благого намерения — устройства Раифской обители..

Гласъ вопиющаго въ пустыни; приготовьте путь Господу.
Матф. 3, 3.

Возлюбленная о Христе Братия моя, давно я горел желанием в назидание души и сердца вашего восхвалить пользу жития иноческаго; ныне же потщусь, сколько возможно, изобразить в кратких начертаниях превосходство монашеской жизни, основанной на Духе Евангельския истины. Внемлите, Братия!

Жизнь иноческая не что   иное  есть, как духовное училище, в котором преподается небесная Божественная наука, а обитель есть училище благочестия Христианскаго; где единый предмет всех и каждаго есть Бог, где проявляется делами и словами Един Бог, где все обретают истинный путь к вечной жизни, где достигается совершенное познание небесной истины.

Обитель есть не что иное, как рай духовныя сладости, где представляются разнообразные виды живописных картин, где прохладныя долины смирения испещряются благоуханными цветами духовнаго преуспеяния и послушания, где добродетели, яко крины сельные, насажденные при исходищах вод, издают приятное благоухание, где все стремятся к любви совершенной, и она, какъ шипок, издает по всему духовному вертограду приятнейшее благовоние, где чистота духовная красуется яко снеговидная лилия среда безчисленных ароматических произрастений, где совершенное умерщвление плоти, отсечение своей воли, растут яко мирты благовонные, где непрестанная молитва горит, яко фимиам благоуханный, огнем любви Божественныя, одним словом — обитель есть разсадник всех присноцветущихъ добродетелей, есть прекрасный сад, всеми цветами благочестия преиспещренный, где царствуетъ вечная духовная весна.

О, обитель святая! Прильпни язык мой гортани моему, аще не помяту тебе, яко в начали веселия моего (Пс. 136, 6.)! Словами Царе-пророка Давида я буду ублажать жизнь уединенную: сей покой мой во век века, зде вселюся яко изволих и (Ис. 131, 14.) Добра еси ближняя моя.

О, обитель, тебя по справедливости можно назвать таким садом, в котором произрастают злаки ароматические, в котором источники кристальных вод утоляют жажду утружденнаго путника. Правда, житие иноческое в начале бывает сопряжено со многою скукою и унынием; по видимости оно не обещает никакой приятности, но плоды иноческаго жития бываютъ приятны и душеспасительны: ибо где лучшее и благонадежнейшее пристанище можно обрести от гонения мира, как не в обители, как не в святой келлии? Где дряхлая старость...
(Повествовование в этом месте обрывается — от ред.)

...ныя тленныя сокровища продаются, и покупается сокровище небесное и нетленное.

О, как  вожделенна та купля, где покупается жизнь вечная, где самое сребролюбиe за ни что вменяется, где за одно умерщвление  плоти покупается небесное,  вечное, наслаждение  духовное,  за малыя капли слез временных приобретается вечная радость. Иноческая келлия есть такое место, где теряются блага земли и npиобретаются сокровища неба. Иноческая келлия есть место духовнаго упражнения, где душа человеческая, потерявшая образ и подобие Творца своего, паки находит оный в себе самой,  восприемлет первобытную чистоту,   где заглушенныя  чувства  оживляются, где вся грехом обезображенная натура обновляется.  

О, святая  келлия! В тебе исправляется сердце развратное, в тебе душа обогащается дарами благодати Божией, в тебе единой человек, ходивший во тьме и сени смертней, вне Бога, может созерцать Его, может просветиться светом истины; ты человека, с пути праваго совратившагося и блуждающаго, наставляешь на стезю правды и жизни, возводишь его в первобытное достоинство. В келлии христианин, входя в самаго себя, в круг своих понятий, удобно может зреть ничтожество всего скоро преходящаго, может ясно видеть самаго себя, свое ничтожество, свое кратковременное пребывание в чине творения.

Обитель, далее, есть ни что иное, как поле ратное, где собирается все духовное ополчение на врага невидимаго; есть место, где приготовляется духовное оружие, где воин Иисуса Христа, облекшись во оружие Божие, исходить на супостата, где все духовное здание укрепляется духовными советами, и есть такое поле, на котором дух с плотию ведут между собою вечную и упорнейшую брань и часто сильный от безсильнаго преодолевается.

Келлия служит от стремительнаго нападения сатанинскаго щитом и кровом, она стрелы лукаваго разженныя угашает, под ея мирным кровом и самые безсильные воины Иисус —Христовы, будучи облечены в броню веры и укрепляющей их благодати, делаются непобедимыми. Иноческая келлия есть как бы некое твердое орудие, коим драгоценные камни полируются, или есть такой пробный оселок, на котором узнается доброта злата и серебра. Иноческую келлию уподобить можно даже гробу, в коем полагаются грехами умерщвленные человеки, но будучи оживляемы Духом Святым, воскресают духом Богу. Все тe, кои среди сего моря житейских попечений претерпели кораблекру-шение, в келлии же обретают тихое пристанище.

Иноческая келлия есть такая врачебница, в которой всякий духовный воин, после брани со врагами, уврачевать может нанесенныя ему язвы; ибо нигде с такою удобностию, с такою скоростию не врачуются недуги грешников, как во св. обители, под руководством опытных и искусных духовных врачей. Житель пустынный, возносясь из сферы земных удовольствий, отрешившись умом и сердцем и волею от мирской суеты и вперив свой ум в самыя непостижимыя небесныя таинства, в самаго Бога, отвергает, презирает и даже гнушается всем, что не составляет вечности, что не относится к Богоугождению, он делается земным ангелом и небесным человеком.

О, св. келлия! Достойно и праведно тебя назвать можно духовным горнилом. Ты из гордых претворяешь смиренными, из пьяниц трезвыми, из жестоких — мягкосердыми, из сердитых — кроткими,— одним словом, всякою страстию напитанное сердце в тебе воспламеняется жаром любви к Богу и ближнему. Ты обуздываешь язык велеречивый, ты воздерживаешь сластолюбивое чрево в границах умеренности, украшаешь душу ангелоподобною чистотою и целомудрием, ты легкомысленных делаешь важными, шутливых и дерзких — смиренномудрыми, ты внушаешь пустослову душеспасительное внимание; в тебе рождается пост и бдение; в тебе царствует терпение и спокойствие душевное; в тебе вечно обитает незлобивая простота, к тебе приближиться не смеют лукавство и хитрость: ты укрощаешь буйство страстей, истребляешь дурныя привычки и наклонности.

В тебе зиждется на краеугольном камени душевный Иерусалим, и разрушается беззаконный Вавилон. Честна еси и добра но словам мудраго, якоже селении кидарски, и якоже завесы Соломони. (Пес. 1, 4.) Иноческая келлия есть чистое зерцало, в котором малейшее пятно какой-либо страсти усматривается удобно, и недостатки восполняются, ошибки исправляются и слабости искореняются. Келлия есть брачный чертог, в коем душа обручается небесному жениху своему.

О, келлия! Благочестивые тебя любят, и в тебе ищут духовнаго просвещения; а злочестивые напротив удаляются от тебя, боясь твоей тишины, при свете коей не изобличались бы злыя их дела и страсти.

 


О, вместилице и украшение  богомудрых иноков — пустыня блаженная и тихая келлия! Вы бич на все пороки человеческия. В вас родилось, возрасло, процвело и принесло плод во святыню благочестие Христианское; в вас воспитывались, совершенствовались и преуспевали мудрые законники, в вас образовались Богодухновенные Пророки, в вас умудрялись Великие Светильники Церкви. Какое ученое общество произвело истинных побор-никовъ веры? Где образовались духовные и Богопросвещенные Павлы, смиренномудрые Антонии, Богодухновенные Maкapии, прозорливые Евфимии, Богомудрые Василии, Духоносные Иоанны? Где, в какой земле, или в какой стране, в каких училищах умудрялись сии Великие мужи по сердцу Божию? Где сии светила вселенныя паче просияли, где говорю, как не в блаженной пустыне, не в удалении от шума мир-скаго? Где Моисей получил от Бога десятословие, как не в пустыни? Где Илия чудесным образом принимал пищу от рук Ангельских? В пустыне...

Где про-рокъ Елисей удостоился принять благодатную силу своего учителя, как не в пустыне? Но почто нам многословить более? Сам Спаситель Mиpa, Господь Иисус Христос, исходя на дело искупления рода человеческаго, в пустыне положил начало онаго искупления и одержал победу над кознями искусителя своего. Пустыня есть лествица Ияковля, возводящая человека от земли к небеси, и по которой Ангели нисходят на землю в помощь человекам. Пустыня есть прямый путь, ведущий человека, после многаго странствования, в отечество его; она есть такое поприще, на котором благотекущие венчаются венцем славы от руки Господни. Пустыня есть баня паки бытия, где души омываются от грехов, где совесть очищается от тайных пороков; она есть чистилище душевных недугов, в коем душа доводится до Ангельской чистоты. Пустыня есть такое место, где обитает сам Бог с человеками, где Ангелы с человеками и телесные с безплотными :жительствуют вместе, где небесные жители открывали и ныне открывают волю Божию человекам, беседуют с ними о спасении души, где сам Бог открывает предвечные свои советы человеку.

И какое умилительное зрелище! В часы полунощные, когда вся природа погружается в глубокое усыпление, когда среди пустыни царствует священная тишина, тогда подвижник веры, воин Иисус Христов един, облекшись во оружие Божиe, стоит на Божественной стражи, и воспевая Богодухновенныя Псалмы, весь ум и сердце вперивъ в Бога, ратует с полчищем духов злобы поднебесных: Божественные Псалмы, во устах его непрестанно вторимые, образуют меч обоюду острый, коим он поражает cиe душехищное полчище. Пустыня есть такое место, где в сердце удобно возгарается пламень любви Божественныя, ум человеческий ни чем не разсеянный возвышается к Богу и удобно просвещается светом Божественныя благодати, где грешник свои беззакония скоро омывает потоками слез сердечнаго сокрушения.

Сам Царь Давид, видя суету сего миpa и чувствуя в сердце своем ко всему отвращение, возопил: се удалихся бегая, и водворихся в пустыни (Пс. 54, 8). Но что я говорю о Давиде? Сам Спаситель миpa, во дни явления человекам, пустыню удостоил Своего пребывания, ибо в скором времени носле крещения Своего в струях Иорданских Он, по свидетельсгоу Евангелиста Матфея, возведен был духом в пустыню искуситися от диавола, где пробыл сорок дней и сорок нощей (Матф. 4, Map. 1. 13)...
(Повествовование в этом месте обрывается — от ред.)

...и братия! живя во избранной и излюбленной нами св. обители, будем жить не по увлечению сердец наших, не по страс-тям, которыя увлекают нас к жительству противному св. вере Христовой, а по нашим обетам, которые мы обещались исполнять не по принужденно, а по свободной своей воле, о чем и постараемся всемерно и со всяким тщанием без лености, о Христе Иисусе Господе нашем, о Котором и можем только жить и подвизаться. Ему же честь и слава ныне и во веки. Аминь.


Цензурой дозволено 5 февраля 1880 года.
Цензор Э. Профессор
Казанской Духовной Академии
В. Миротворцев

Из монастырского хранилища древних книг