Раифский Богородицкий мужской монастырь Раифский Богородицкий мужской монастырь. Логотип.
Поздравление наместника

20 августа 2016 года на 58-м году жизни скоропостижно скончался наместник Раифского Богородицкого мужского монастыря архимандрит Всеволод (Захаров), чья жизнь была частью жизни Церкви.

Архимандрит Всеволод (Вячеслав Александрович Захаров) родился 23 января 1959 года в Казани в многодетной семье. Его мать одна воспитывала шестерых детей.
Однажды в юном возрасте, возгорев любовью к Богу, он оставил всё, что привязывает к миру. То были времена, когда было не просто «не модно» — осуждалось идти по пути служения Церкви. Но с присущим ему оптимизмом, твёрдостью воли, неунывающим веселым характером он, имея данный Богом талант, не побоялся стать на церковную тропу. Нёс послушания алтарника в Никольском соборе города Казани и иподиакона епископа Казанского и Марийского Пантелеимона.

После окончания Казанской средней школы №1, в 1977 году поступил в Московскую духовную семинарию, где не только получил богословское образование, но и прививку монашеской жизни.

Затем — служение после принятия сана на благословенной Курской земле, родине великих угодников Божиих. Он не счёл зазорным пойти служить в глухую деревеньку, в запущенный храм… За очень короткое время сумел создать настоящую общину, живущую единым сердцем и единой душой со своим пастырем. Благодаря усердным трудам и захолустная деревенька воскресла, и храм ожил.

Но Господь призвал вновь молодого священника на землю Казанскую. Сначала было служение приходское. Очевидно, в сердце будущего архимандрита горел огонёк, зажженный у раки преподобного Сергия. Посетив поруганную обитель Раифскую,  он дерзновенно пришел к иерарху со словами: «Пошлите меня в Раифу возрождать её». Многие этому удивлялись, и по сей день удивляются. Какое надо было иметь дерзновение, какую любовь к Церкви, какую глубокую веру, чтобы вот так твёрдо пойти восстанавливать эти руины!

Царица Небесная Своим чудотворным образом «Грузинским», а также мученики преподобные сей обители были рядом: наместник сумел найти нужные слова к прихожанам, постепенно собрать братию, сумел через своё служение посеять веру в благие намерения сильных мира сего и руководства республики. За годы его управления Раифская обитель стала одним из важнейших духовных центров Татарстанской митрополии, привлекающим к себе множество паломников и всех желающих познакомиться с православным монашеством.

Отец-наместник сподобился безболезненной, непостыдной и мирной кончины в первый день попразднства Преображения Господня, в своем рабочем кабинете в Раифском монастыре, которым он управлял в течение четверти века.

С кончиной архимандрита Всеволода осиротели не только насельники обители и его многочисленные духовные чада, но и воспитанники приюта для мальчиков, который он создал и окормлял в течение многих лет.  

Вместе с православными верующими скорбят и наши мусульманские собратья, ибо велика заслуга почившего в укреплении межконфессионального мира в Татарстане, в установлении добрых и конструктивных отношений с мусульманской общиной республики.

Архимандрит Всеволод навсегда останется в наших сердцах как пастырь добрый, полагающий душу свою за овец, вверенного его попечению словесного стада Христова.

Человеколюбец Господь да упокоит душу усопшего раба Своего в селениях праведных!

Из Слова митрополита Казанского
и Татарстанского Феофана,
священноархимандрита
Раифского Богородицкого монастыря,
на погребении наместника
и из соболезнования братии обители

 

 

Раифскому монастырю – 400 лет. И даже те 70 лет богоборничества, когда он был закрыт, кажутся, по сравнению с сотнями лет, – крупинками.
Прервалась ли традиция духовного делания в молитве, богослужении, в пасторском окормлении верующих? Эти и другие вопросы мы задали наместнику Раифского Богородицкого мужского монастыря архимандриту Всеволоду.

О традициях

– Монастырь – это место, которое невозможно поругать никакими человеческими средствами, потому как здесь всегда был дух, молитва тех священнослужителей, братии, прихожан, которые просили милости Божией на протяжении 400 лет... И Богу было угодно вернуть это место к жизни, к вере, чтобы люди могли находить здесь тихое пристанище, богослужения, пасторское окормление верующих христиан. И хотя монашество 21 века не сравнимо с монашеством 17-19 веков, но неизменны богослужения, устав, канон Церкви. Мы не можем модернизировать богослужения, мы не можем модернизировать веру, она должна быть непреклонна. Следуя наставлениям святых отцов, следуя заповедям Божиим.


– Как Вы можете описать Ваши личные ощущения, когда входите в алтарь?
– Вхожу и смотрю, все ли священнослужители в алтаре, нет ли раненных. (Смеется). Наверное, думаете, что, если человек ежедневно входит в алтарь, то престол он принимает как станок? Человеческое восприятие здесь исключается – Благословение  Божие, что дано при рукоположении священнослужителям, дает понимание, чувство, «святая святых». Когда начинается служба, постепенно та Благодать, которая сходит свыше, настраивает на службу, настраивает на молитву, потому что свершается великое Таинство, и это Таинство своим сердцем чувствуешь – не просто принимает участие, а соучаствуешь в этом.


О молитве

– Как передать мирянам монашеский опыт в понимании, что вся жизнь человека должна строиться вокруг молитвы?
– Дай Бог, чтобы мы сами хорошо молились. Каждый священник должен почаще вспоминать о своем первом священническом кресте; о том, что написано на нем с другой стороны... и с пристрастностью оценивать себя – служу ли я так, как мне это поручено Церковью? «Образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою» (1 Тим, 4, 12).

Вот образ и должен быть показателем, образец для других в молитвах. И, естественно, показать своим примером,  научить, раскрыть какое таинство кроется в молитве, какое это орудие против греховности.

Где есть молитва – там и есть созидание внутреннего своего мира, оно одухотворяется, это связь с Богом. Молитва – это когда ты открываешь не только разум, но и сердце свое. И монашеский опыт понимания молитвы передать другим сразу невозможно. Это долгий путь. Потому что верующий, приходящий сюда, должен уметь открыть свое сердце для великой силы молитвы, а монах должен помочь.

И только тогда, когда прихожанин видит в священнике искренность, его глаза, в которых отражается жизненый опыт, желание помочь мирянину, показать ориентир – ведь Бог благословил его на учительство, вот только тогда раскроет он ему свое сердце. Отцы должны постепенно направлять своих духовных чад – истинно и правильно – на правильную молитву: сердечную, умственную.

– Скажите, вот мы молимся, и Таинства принимаем, и святые за нас молятся, а изменения души к лучшему происходят медленно или вообще не происходят...

– Да, построить храм или монастырь намного быстрее, чем построить свой внутренний мир, свой внутренний храм. Можно произнести 400 раз «Господи, помилуй» без сердечного покаяния и молитвенного стояния, и ничего не получить за это. Некоторые атеисты в советское время наизусть всю Библию знали, но они не были верующими. Ведь знание Библии не гарантирует, что человек после прочтения откроет свое сердце для Бога. Понимаете? Ведь здесь надо, чтобы человек действительно мог принимать все это со страхом, болью... «Господь вершит свои дела неспешно». Все происходящее быстро уходит в пустоту. Вот и молитва – это не выстрел прямо в цель. Надо набраться терпения.

Большое значение в духовной жизни имеет именно терпение. Очищение души происходит только через молитву и таинства Церкви, прежде всего – исповедь, святое причащение. Когда человек молится, исповедуется и причащается, он начинает различать добро и зло в своей жизни.

Десятилетия нужно потратить на то, чтобы искоренить греховные страсти в своей душе. Только Благодать Божия может помочь человеку изменить себя. Да, есть помощь от людей, есть советы святых, но только Христос Спаситель может по-настоящему помочь человеку: «Без Меня не можете творить ничего» (Ин. 15: 5).

О послушниках и трудниках

– Тот, кто пришел в монастырь, но еще не является послушником, а трудится во славу Божию – это трудник. Какую пользу он получают?

– В первую очередь, он приносят пользу самому монастырю: трудники помогают в трапезной, в храмах, на территории. Естественно, мы не забываем о том, что они нуждаются в молитвенном окормлении, в духовном наставлении, чтобы каждый из них  смог сделать выбор: остаться в монастыре, жить и служить во славу Божию, или уйти в мир, но уже с пониманием Бога. Он должен сам своим сердцем принять это место. В монастыре же жизнь идет по уставу, с определенными ограничениями. А готов ли он к этим ограничениям? А готово ли его сознание? Ведь верующий не обязательно в монастыре должен быть. Верующие могут и в миру жить, и оставаться добрыми христианами нашей Церкви.

Жизнь в обители сегодня

– Расскажите, какие сейчас работы ведутся в монастыре? Мы уже начинаем привыкать, что в Раифе что-то появляется новое к престольному празднику.

– Планируется полностью завершить косметический ремонт. Планируем строительство башни угловой, где теплица. Уже есть проект и разрабатывается  план – скоро начнут строить. Будет восстановлена последняя башня монастырской стены, которая была полностью разрушена.

А в течение этого года, к 400-летию монастыря, было уже проведено множество мероприятий: и выставки, и конференции, да и у Вас в газете постоянная рубрика идет, выпускается  «Раифский Альманах». Ну, и, конечно, будет праздничное богослужение. 400 лет обители – это все-таки знаменательная дата.
 
ПОЖЕЛАНИЕ
Дорогие братья и сестры!  Хотелось бы пожелать вам мира и спокойствия души. Враг номер один – это принятие помыслов. Это происки врага рода человеческого. Желаю вам научиться распознавать, где светлое, где темное. Чтобы не было греха уныния, недовольства жизнью. Мира вам в душе!

Ольга Крестинина, 2013 год

Обращение к посетителям

Памяти
Архимандрита Всеволода

(23.01.1959 - 20.08.2016)

20 августа 2016 года на 58-м году жизни скоропостижно скончался наместник Раифского Богородицкого мужского монастыря архимандрит Всеволод (Захаров), чья жизнь была частью жизни Церкви.

Перейти>>


Газета

Первый номер газеты "Раифский Вестник" вышел в апреле 2001 года и был приурочен к десятилетию восстановления обители.


Хор монастыря
Квартет «Притча»
Неотъемлемой частью духовной жизни Раифского монастыря с первых дней его восстановления является квартет "Притча". Насыщенность голосового аккордового звучания, красивая интонация, переплетение голосов напоминают звучание струнного квартета.

Детский корпус
Бывая в Раифе, нельзя не обратить внимание на мальчиков разного возраста, одетых в черные подрясники. Это бывшие «трудные» подростки и брошенные дети, которых монашеское братство приняло в свою семью.


 

© Раифский Богородицкий мужской монастырь, 2008-2014.  E-mail: raifa@raifa.ru
При перепечатке материалов просьба указывать первоисточник - сайт www.raifa.ru.  


Создание и поддержка сайта - «проект Епархия»
Система управления «Экпресс-Веб»