Раифский Богородицкий мужской монастырь Раифский Богородицкий мужской монастырь. Логотип.
Архитектура (продолжение)

Окончание. Начало на предыдущей странице.

В облике дошедших до наших дней построек Раифского монастыря нашли свое отражение многие стилевые направления российской архитектуры последних веков.

Первый из них - это так называемое "нарышкинское" или "московское" барокко, ставшее последним ярким явлением древнерусского зодчества в конце XVII - начале XVIII вв. Для архитектуры этого стиля характерны асимметричные композиции, скомпанованные в живописный, свободный, но целостный ансамбль, декоративность и яркая красочность внешнего облика построек. Трапезная и колокольня становятся обязательными, превращая каждую церковь в небольшой ансамбль. Храмы чаще всего возводятся в виде бесстолпных четвериков, своды над ними просто замыкают пространство сверху. Завершаются они уже не шатрами, с 1652 г. запрещенными Никоном ввиду их неканоничности, а главой или световым восьмериком. Все эти новые приемы композиции видны в архитектуре ансамбля монастыря.

Как отмечалось выше, он был возобновлен после пожара по образцу Тихвинского монастыря в Новгороде и Новоиерусалимского монастыря под Москвой. Однако здесь необходимо подчеркнуть, что в рассматриваемую эпоху понимание образца в архитектуре (в особенности культовой) было отличным от современного. Речь шла не только о формальном следовании архитектурным формам, а об уподоблении на более сложном литургическом, идейно-символическом и ассоциативном уровнях.

 

По своей архитектуре Раифский ансамбль был далек от Новоиерусалимского прототипа. Последний, как известно, развивался в два этапа, первый из которых связан с именем патриарха Никона, а второй (после низложения Никона в 1666 г.) - с творчеством московского зодчего Якова Бухвостова. "Русский Иерусалим" под Москвой был призван стать центром православия в России. Возможно, подобный же смысл вкладывался в строительство Раифского монастыря, который должен был стать своеобразным центром православия на этой восточной окраине православного мира. В то же время в раифских постройках ясно усматривается стремление к характерному для московского барокко типу центрических ярусных храмов с выраженными вертикальными композициями (надвратные церкви, а также церковь Преподобных отец с верхним приделом). К этому же явлению можно отнести активное использование зеленых поливных изразцов в покрытиях церковных глав и башенных шатров. Таким образом, в раифских постройках первоначального периода имеется определенное сходство с синхронными сооружениями Нового Иерусалима. В то же время в декоре зданий Раифы практически не видно "нарышкинских" мотивов. Только на Софийской церкви окна завершаются фронтонами вогнутой криволинейной формы, которые по выражению известного исследователя древнерусского искусства А.А. Тица "примитивно подражают форме разорванного криволинейного фронтона". Эти формы, как и широкие карнизы с рядами поребрика и "развитых кирпичных кронштейнов"-городков, украшавшие ряд построек Казани, Свияжска и Чебоксар, А.А. Тиц отнес к местным особенностям архитектуры этого времени. По-видимому, он не знал, что этот же декор являлся основным элементом внешнего убранства зданий Раифского комплекса.

Совершенно оригинальной была архитектурная деталь в виде ромбовидной ступенчатой консольки. Пояс из таких консолек проходил по всему внешнему периметру стен. Они фланкировали амбразурные щели, на западной стене располагались равномерно и даже залезали на шатер Северо-восточной башни.

Однако, на облик древних построек Раифы повлияло не только "московское" барокко. В их общей аскетичности, некоторой скульптурности, основанной на сочетании различных объемов, можно усмотреть отражение архаичных форм архитектуры как Никоновского времени (например, никоновского скита в Новом Иерусалиме), так и основанных на еще более древней традиции черт псковско-новгородской архитектурной школы.

Таким образом, ансамбль Раифского монастыря сложился в русле общего развития русской архитектуры конца XVII - начала XVIII в., под влиянием традиций различных архитектурных школ, в том числе и местных. Сейчас трудно сказать, что имели в виду древние, говоря о его уподоблении образцам - необходимо дальнейшее исследование, чтобы "расшифровать" их сложные связи.

 

Период классицизма получил выражение в двух монастырских постройках. В 1833 г. по проекту архитектора А.К. Шмидта была построена каменная часовня. Она возникла на месте прежней деревянной, стоявшей на повороте от дороги к монастырю и пришедшей в ветхость. В 1835-1842 гг. вместо обветшавшей к этому времени церкви во имя Преподобных отцев был построен новый теплый храм. Собор был освящен во имя Грузинской Божьей матери по имевшемуся в старой церкви одноименному приделу. Массивное шестистолпное здание в формах позднего классицизма, возведенное по проекту казанского архитектора М.П. Коринфского, стало доминировать в застройке монастыря и играть заметную роль в его облике, в особенности со стороны главного входа.

Последний период активных строительных работ в монастыре относится к концу XIX - началу XX в. Е. Малов упоминает как совершенно обветшавшую и потому разбиравшуюся церковь Преподобных отцев. Однако она не была разобрана до конца. В 1892 г. был составлен проект перестройки церкви, из которого видно, что часть здания сохранялась, а с западной стороны пристраивалась расширенная к югу новая трапезная с кухней. Древняя колокольня к этому времени уже не существовала.

В 1904-1910 гг. был возведен новый холодный Троицкой собор, решенный в характерном для конца XIX в. псевдорусском стиле со стилизацией форм под кирпичное узорочье XVII в. Первоначально предполагалось сохранив древний храм и разобрав трапезную с примыкавшим к ней приделом возвести новую трапезную, для чего в 1894 г. архитектором Ф.Н. Малиновским был составлен проект. Однако в действительности все произошло наоборот - сначала была построена новая храмовая часть церкви (возможно - в 1904 г.), а затем к ней примкнула трапезная с крыльцом, проект для которой разработал тот же Ф.Н. Малиновский.

 

]

Наконец, в 1899-1903 гг. на средства, пожертвованные купцом М.Т. Атлашкиным, над святыми вратами была построена новая колокольня с храмом Архистратига Михаила. Композиционный центр ансамбля сместился к входу, а новая пятиярусная высотная доминанта в формах неоклассицизма начала XX столетия более соответствовала масштабу поздних построек.

Таким образом, строительная история ансамбля Раифского монастыря отразила изменения архитектурных вкусов целой эпохи, начиная от средневековья и до новейшего времени, в целом оставаясь при этом ярким памятником древнерусской культуры.

 

Назад

Обращение к посетителям

Памяти
Архимандрита Всеволода

(23.01.1959 - 20.08.2016)

20 августа 2016 года на 58-м году жизни скоропостижно скончался наместник Раифского Богородицкого мужского монастыря архимандрит Всеволод (Захаров), чья жизнь была частью жизни Церкви.

Перейти>>


Газета

Первый номер газеты "Раифский Вестник" вышел в апреле 2001 года и был приурочен к десятилетию восстановления обители.


Хор монастыря
Квартет «Притча»
Неотъемлемой частью духовной жизни Раифского монастыря с первых дней его восстановления является квартет "Притча". Насыщенность голосового аккордового звучания, красивая интонация, переплетение голосов напоминают звучание струнного квартета.

Детский корпус
Бывая в Раифе, нельзя не обратить внимание на мальчиков разного возраста, одетых в черные подрясники. Это бывшие «трудные» подростки и брошенные дети, которых монашеское братство приняло в свою семью.


 

© Раифский Богородицкий мужской монастырь, 2008-2014.  E-mail: raifa@raifa.ru
При перепечатке материалов просьба указывать первоисточник - сайт www.raifa.ru.  


Создание и поддержка сайта - «проект Епархия»
Система управления «Экпресс-Веб»