Новости


28.02.2010

Молитвенное усердие, деяние добрых дел

Великий пост в православии — один из самых строгих и продолжительных. Цель его — самоограничение тела для интенсивной духовной работы над собой. Об этом наша беседа с благочинным Зеленодольского района, настоятелем храма Петра и Павла в Гарях протоиереем Святославом.

— Отец Святослав, временные ограничения в еде есть во всех религиях. В чем же своеобразие православного поста?

— Человек вообще падок на соблазны, а та пища, что он вкушает в течение года, бодрит тело, толкает нас на искушения и соблазны и не дает душе обрести легкость. И именно пост, то есть сознательное самоограничение в еде, питии, увеселениях, обязательное посещение храма, покаяние и молитвы, совершение добрых дел — дает возможность христианину отвлечься от материального мира и прикоснуться к миру духовному. Возможно, тогда мы даже станем ближе к той жизни, что вели когда-то Христос и его апостолы.

Некоторые конфессии максимально облегчили жизнь и пост прихожанам — но и отношение к вере, ее убедительность для них почти исчезла… В православии же говорить, что держишь пост, и в то же время упускать момент покаяния, молитвы, уходить от добрых дел, ограничиваясь только потреблением постной пищи, и расценивать пост как нечто вроде диеты для похудания — это глубочайшее заблуждение. С таким взглядом вообще лучше не поститься. Как известно, все культуры древности, которые свели ценность жизни к любованию телом и его возможностями, пришли в конце концов к упадку и гибели — так произошло с Древней Грецией и великой римской империей.

Главное в это время — посещать церковь почаще. Можно только сожалеть, что современный работающий человек лишен возможности посещать все службы, но как можно чаще бывать в храме, выбирая для этого любую возможность и поставив перед собой такую цель — это в ваших интересах. Отбросьте малодушие, отговорки про неотложные дела — в воскресенье обязательно посетите церковь, и если удается на неделе — очень хорошо. Ваша честность перед собой и перед Господом — лучшие качества для поста.

Соблазнов в нашем мире достаточно, и при материальном достатке есть искушение впасть в чрезмерное разнообразие в пище — каких только экзотических овощей и фруктов нам не везут! Умейте себя ограничить, тем самым совершив еще одно усилие для победы над собственной плотью. Радость Пасхи трудно оценить тому, кто почти ни в чем себя не ограничивал и не вел напряженной духовной работы. Духовная работа над собой, размышления об истинном предназначении человека — такова польза Великого поста. Смирить плоть, помочь душе побороть пороки и, конечно, подготовленным и очищенным встретить Пасху — вот главное значение поста для истинного верующего.

— Как лучше провести время Великого поста, особенно новичку в Церкви?

— Известная мудрость гласит: разумность лучше всего. Отнестись к посту строго, но не надорваться — самое правильное и разумное.

Новичкам ведь свойственна истовость, излишнее рвение — но последствием могут стать сложности со здоровьем. Поэтому, осознав всю полезность поста, не нужно брать на себя непосильную ношу. Посоветуйтесь с духовником, человеком, которому вы доверяете и который сможет скорректировать поведение новичка для того, чтобы тот извлек из поста наибольшую пользу. Ведь не факт, что только воздерживаясь в еде, человек получит пользу. Лишь когда ему разъяснят, а он поймет, прочувствует и исполнит все предписания поста — воздержание в пище, покаяние, молитвенное усердие и посещение храма, отстраненность от увеселений, деяние добрых дел — эта совокупность всех факторов поста принесет наибольшую пользу.

И если пост не мешает выполнению обязанностей и не рождает гордость и самолюбование в постящемся — тогда все вы делаете правильно. Но главное — выглядеть постящимся не в глазах окружающих, а в глазах Бога. Иначе родятся гордость и самолюбование, которые есть смертные грехи.

— Что делать, если поступает предложение принять участие в служебном или семейном празднике?

— Сложность современного мира в том, что многие православные, работающие в банках, офисах, других коллективах, стесняются проявлять свою веру. Но твердость в своих убеждениях — тоже одно из испытаний поста.

Бывает, когда мероприятие вменяют в обязанность. Тогда лучше ограничиться салатом, фруктами и водой. А семейные празднества отложить, заранее перенеся дату на время после поста и предупредив об этом родных и близких.

Некоторые все же переступают через себя и дают послабление — а потом случается неблагоприятное событие. Так нужно ли невоздержание, за которое вам потом придется расплачиваться? Лучше всего, если что-то вас искушает, лучше совсем этого не делать..

Впрочем, в жизни всегда бывают сложные, тонкие вопросы — поэтому лучше обратиться к духовнику, а он, взвесив все за и против, даст совет — это его прямая обязанность. Не нужно руководствоваться только лишь статьей в газете или рекомендациями православных каналов — жизнь гораздо сложнее...

Что-то меняется в церкви во время поста?

— Меняется почти все — от внешнего убранства церкви и хода самой службы до поведения прихожан и облачения священнослужителей. Меняется все со светлого на темное в знак того, что настают дни скорби, печали, строгости. Есть даже в церкви традиция: на пограничных службах, то есть перед постом, в ходе самого служения облачение священника меняется со светлого на темное. Недаром Великий пост — самый строгий, долгий и суровый среди остальных в году.

Должны ли воздерживаться от скоромной пищи больные люди?

— Действительно больные люди — нет. Например, больного диабетом воздержание может просто убить. Путешествующие, физически тяжело работающие, беременные тоже могут получить послабление. Тогда человек должен лично взять благословение у батюшки. Но прежде всего сам христианин должен решить — прихоть это или действительно немощь. Поможет в этом его совесть — ведь все дела, помыслы и поступки наши Бог видит, и судимы мы будем на Страшном суде не за то, как мы выглядим в глазах окружающих, а за то, что из себя представляем на самом деле.

— Что еще, кроме названного, важно во время поста?

— В одной из воскресных служб, предшествующих Великому посту, есть учение, которое напоминает о Страшном суде. Праведники и грешники встают по правую и по левую руку Господа, и он судит: кому идти в рай, а кому — в ад. Вы, говорит он праведникам, накормили меня, пожалели и дали кров, совершили для меня добрые дела. Те удивляются: мы это делали для других, не для тебя! Но ведь всякий — творение Божие, — отвечает им Христос, — а значит, и добро для них — это все равно что для Господа. Так же и с дурными делами — обиды, боль и лишения, сделанные окружающим, огорчают Господа… Без дел вера мертва.

Важно, чтобы пост был направлен не только вовнутрь, но и вовне: если ты изменился внутри себя, то это должно сказаться и на окружающих. Если им с тобой легко и светло — значит, достигнуто самое главное: духовная радость поста.

Главное в это время — посещать церковь почаще. Можно только сожалеть, что современный работающий человек лишен возможности посещать все службы, но как можно чаще бывать в храме, выбирая для этого любую возможность и поставив перед собой такую цель — это в ваших интересах. Отбросьте малодушие, отговорки про неотложные дела — в воскресенье обязательно посетите церковь, и если удается на неделе — очень хорошо. Ваша честность перед собой и перед Господом — лучшие качества для поста.

Каковы особенности поста в семье священника? Чем отличается он от поста в семье мирянина?

— Семья не бывает без детей, и они для нас — главные судьи. На глазах у детей нельзя поступать нечестно, нельзя не выполнять самому то, к чему призываешь других. Пост касается нас в первую очередь! Поэтому — почище, построже, пообязательнее — и не напоказ, а от всего сердца. Тогда и пост, и его очистительное во всех отношениях действие становится действительно радостью. И тогда радость Пасхи будет истинной и по-настоящему святой!

беседовала
Юлия Озерова