Новости и события


16.11.2018

Царствие Небесное послушнику Владимиру

ЗАСТЫВШАЯ МОЛИТВА Не от хорошей жизни приехал в Раифу из родной Йошкар-Олы Владимир Николаевич Савельев. В начале девяностых, когда вся страна пошла вразнос и наперекосяк, когда ему, члену Союза художников СССР с 1977 года, стало нечем зарабатывать на житьё. Надо было подделываться под неразвитые вкусы частных заказчиков, от которых потом не так-то просто получить плату за свой труд, тяжёлый и физически, и творчески. Помыкавшись по разным местам необъятной России, набрёл он в 1994 году на Раифский монастырь. Поначалу, как и все послушники, делал любую работу, восстанавливая обитель. Его родители — морские офицеры служили с 1942 года на Соловках, сопровождали караваны союзников. Мама — корабельный врач, родом из Йошкар-Олы, откуда её отца сослали в Нижний Тагил, папа — капитан из донских казаков,— и обоих сделали верующими, православными бомбёжки и всякие ужасы войны в северных морях. Они и познакомились в госпитале. На их счастье, обоих успели выловить из ледяной воды после воздушной атаки «мессера», доставить к докторам и вылечить. Свою веру они передали сыну, в котором горячая донская кровь немало остужалась боязнью греха. Раифский Ранесанс. Скульптора Владимира Савельева и Анатолия Винокурова. Размер изображения: 297,82 Kb [667X1000] Детство Володи прошло в основном с мамой в её родном городе, куда та вернулась после войны. Он окончил восемь классов, потом техникум по специальности «технология деревообработки» и диплом защитил по деревянным игрушкам. Его игрушки пользовались успехом на выставках в Монреале во время Олимпиады и на ВДНХ в Москве. Затем, работая художником-оформителем на Йошкар-Олинском заводе электроавтоматики, освоил перегородчатую эмаль. Серия значков, созданная Владимиром, так понравилась кандидату искусствоведения Алексею Винеру (реставрировавшему киевский собор Святой Софии вместе с Александром Грабарём), что он позвал Савельева в Строгановское училище, куда Володя и поступил в класс монументальной живописи к Александру Дейнеке. Но вкус к объёмному творчеству пересиливал. Его медаль «Марш Акбарса» успешно прошла сквозь сито тогдашних взыскательных выставкомов на московскую выставку «Шестнадцать автономных республик», на Первую Всесоюзную выставку малых скульптурных форм. Затем медаль «Не для войны» экспонировалась на Второй Всесоюзной медальерной выставке. И после серии «Уренгой — Помары — Ужгород», экспонировавшейся в Красноярске в дни юбилея Василия Сурикова, Савельев перешёл из мастерской Дейнеки на скульптурное отделение в том же Строгановском институте. С треть­его курса вернулся домой в Йошкар-Олу. Родилась дочь, и надо было содержать семью. Работая в Худфонде, успел поставить «Сизифа» в две натуры (около шести метров общей высоты) в посёлке Горняк, «Богатыря» и «Мариечку» в санатории «Сосновый бор». Заказы, однако, случались всё реже, и в конце концов Владимир вынужден был уйти из дома. Как-то ему посчастливилось участвовать в конкурсе снеговых фигур в «татарской деревне» в Казани, затем ещё в нескольких казанских фестивалях ледяных скульптур. А потом и прибился к Раифскому монастырю. Однажды отец Всеволод поручил ему изготовить печать для просфор и остался доволен. А ещё повезло Володе купить на Урале мрамор и вырубить из него «Богородицу благодатную». И стоит она теперь на территории монастыря. После этой работы Савельева окончательно признали в Раифе ваятелем и освободили от всех обыденных дел, всячески поддерживая и морально, и материально его скульптурное творчество. Удивительное ощущение умиротворённости исходит от скульптур Владимира Савельева. Душа как-то сама собой перестаёт суетиться и просто наслаждается живым полётным чувством. Наверное, это можно назвать благодатью, исходящей от каждой его работы. Раифский Ранесанс. Скульптора Владимира Савельева и Анатолия Винокурова. Размер изображения: 332,87 Kb [667X1000] За серию мраморных рельефов «Четыре евангелиста» на стене храма Грузинской Богородицы Владимир Савельев удостоен в 2010 году Национальной премии России «XXI век». За плодотворную творческую деятельность, активное участие в выставках в культурных центрах России ему присвоено звание заслуженного деятеля искусств Республики Марий Эл. Но особенно впечатлили меня два образа. «Серафим Саровский» своей необыкновенной проникновенностью доброты, милосердия и чего-то ещё, что невозможно выразить словами. «Ангел» — явно женская фигура, распахнувшая крылья, и вызывающая неведомый мне ранее сплав чувств — освобождения от всех житейских страхов, защищённости и стремления к беспредельности, но без тоски о недостижимости идеального, а с чистым удивлением безграничным творческим началом, и радости от того, что человек-то ведь создан по образу и подобию Творца.

Источник: http://www.pravchelny.ru/all_publications/publications/?ID=5323
© PravChelny.ru
ЗАСТЫВШАЯ МОЛИТВА Не от хорошей жизни приехал в Раифу из родной Йошкар-Олы Владимир Николаевич Савельев. В начале девяностых, когда вся страна пошла вразнос и наперекосяк, когда ему, члену Союза художников СССР с 1977 года, стало нечем зарабатывать на житьё. Надо было подделываться под неразвитые вкусы частных заказчиков, от которых потом не так-то просто получить плату за свой труд, тяжёлый и физически, и творчески. Помыкавшись по разным местам необъятной России, набрёл он в 1994 году на Раифский монастырь. Поначалу, как и все послушники, делал любую работу, восстанавливая обитель. Его родители — морские офицеры служили с 1942 года на Соловках, сопровождали караваны союзников. Мама — корабельный врач, родом из Йошкар-Олы, откуда её отца сослали в Нижний Тагил, папа — капитан из донских казаков,— и обоих сделали верующими, православными бомбёжки и всякие ужасы войны в северных морях. Они и познакомились в госпитале. На их счастье, обоих успели выловить из ледяной воды после воздушной атаки «мессера», доставить к докторам и вылечить. Свою веру они передали сыну, в котором горячая донская кровь немало остужалась боязнью греха.

Источник: http://www.pravchelny.ru/all_publications/publications/?ID=5323
© PravChelny.ru

13 ноября после продолжительной болезни почил о Господе послушник Раифского монастыря скульптор Владимир Савельев. Наместник и братия Раифского монастыря просят молитв о новопреставленном послушнике обители.

Отпевание  послушника состоялось 15 ноября после литургии. После отпевания братия монастыря во главе с наместником игуменом Гавриилом отвезли тело почившего к месту погребения. После литии оно было предано земле.

Владимир Савельев — заслуженный художник Республики Мари Эл, член Союза художников России. Родился в 1947 году в Йошкар-Оле. Окончил Йошкар-Олинский технологический техникум по специальности техник-технолог деревообработки.

С 1994 года художник жил и работал в Раифском Богородицком мужском монастыре.
 

Встреча Владимира Савельева с монастырской жизнью поразила воображение художника неведомой дотоле красотой тихой отшельнической жизни. Он вовлекся в братский труд по возрождению монастыря и открыл для себя целый мир, незнакомый ранее.

ЗАСТЫВШАЯ МОЛИТВА

Не от хорошей жизни приехал в Раифу из родной Йошкар-Олы Владимир Николаевич Савельев. В начале девяностых, когда вся страна пошла вразнос и наперекосяк, когда ему, члену Союза художников СССР с 1977 года, стало нечем зарабатывать на житьё, надо было подделываться под неразвитые вкусы частных заказчиков, от которых потом не так-то просто получить плату за свой труд, тяжёлый и физически, и творчески. Помыкавшись по разным местам необъятной России, набрёл он в 1994 году на Раифский монастырь. Поначалу, как и все послушники, делал любую работу, восстанавливая обитель. Его родители — морские офицеры служили с 1942 года на Соловках, сопровождали караваны союзников. Мама — корабельный врач, родом из Йошкар-Олы, откуда её отца сослали в Нижний Тагил, папа — капитан из донских казаков,— и обоих сделали верующими, православными бомбёжки и всякие ужасы войны в северных морях. Они и познакомились в госпитале. На их счастье, обоих успели выловить из ледяной воды после воздушной атаки «мессера», доставить к докторам и вылечить. Свою веру они передали сыну, в котором горячая донская кровь немало остужалась боязнью греха.

Детство Володи прошло в основном с мамой в её родном городе, куда та вернулась после войны. Он окончил восемь классов, потом техникум по специальности «технология деревообработки» и диплом защитил по деревянным игрушкам. Его игрушки пользовались успехом на выставках в Монреале во время Олимпиады [1976 года] и на ВДНХ в Москве. Затем, работая художником-оформителем на Йошкар-Олинском заводе электроавтоматики, освоил перегородчатую эмаль. Серия значков, созданная Владимиром, так понравилась кандидату искусствоведения Алексею Винеру (реставрировавшему киевский собор Святой Софии вместе с Александром Грабарём), что он позвал Савельева в Строгановское училище, куда Володя и поступил в класс монументальной живописи к Александру Дейнеке.

Но вкус к объёмному творчеству пересиливал. Его медаль «Марш Акбарса» успешно прошла сквозь сито тогдашних взыскательных выставкомов на московскую выставку «Шестнадцать автономных республик», на Первую Всесоюзную выставку малых скульптурных форм. Затем медаль «Не для войны» экспонировалась на Второй Всесоюзной медальерной выставке. И после серии «Уренгой — Помары — Ужгород», экспонировавшейся в Красноярске в дни юбилея Василия Сурикова, Савельев перешёл из мастерской Дейнеки на скульптурное отделение в том же Строгановском институте. С треть­его курса вернулся домой в Йошкар-Олу. Родилась дочь, и надо было содержать семью. Работая в Худфонде, успел поставить «Сизифа» в две натуры (около шести метров общей высоты) в посёлке Горняк, «Богатыря» и «Мариечку» в санатории «Сосновый бор».

Заказы, однако, случались всё реже, и в конце концов Владимир вынужден был уйти из дома. Как-то ему посчастливилось участвовать в конкурсе снеговых фигур в «татарской деревне» в Казани, затем ещё в нескольких казанских фестивалях ледяных скульптур. А потом и прибился к Раифскому монастырю. Однажды отец Всеволод поручил ему изготовить печать для просфор и остался доволен. А ещё повезло Володе купить на Урале мрамор и вырубить из него «Богородицу благодатную». И стоит она теперь на территории монастыря.


Две работы из многочисленных скульптур на территории монастыря, созданных послушником — профессиональным скульптором В. Савельевым


После этой работы Савельева окончательно признали в Раифе ваятелем и освободили от всех обыденных дел, всячески поддерживая и морально, и материально его скульптурное творчество. Удивительное ощущение умиротворённости исходит от скульптур Владимира Савельева. Душа как-то сама собой перестаёт суетиться и просто наслаждается живым полётным чувством. Наверное, это можно назвать благодатью, исходящей от каждой его работы.


«Главный резчик» Раифского монастыря Владимир Савельев

За серию мраморных рельефов «Четыре евангелиста» на стене храма Грузинской Богородицы Владимир Савельев удостоен в 2010 году Национальной премии России «XXI век». За плодотворную творческую деятельность, активное участие в выставках в культурных центрах России ему присвоено звание заслуженного деятеля искусств Республики Марий Эл. Но особенно впечатлили меня два образа. «Серафим Саровский» — своей необыкновенной проникновенностью доброты, милосердия и чего-то ещё, что невозможно выразить словами. И «Ангел» — явно женская фигура, распахнувшая крылья и вызывающая неведомый мне ранее сплав чувств — освобождения от всех житейских страхов, защищённости и стремления к беспредельности, но без тоски о недостижимости идеального, а с чистым удивлением безграничным творческим началом и радостью от того, что человек-то ведь создан по образу и подобию Творца.

Светлана КОЛИНА,
журнал «Казань»

Среди творческих работ Владимира Савельева есть особенные, которые он, вместе с другими мастерами, строил не из камня, а из льда. Каждую зиму на Раифском озере Владимир со своими друзьями ваял прозрачные, истонченные ветром и солнечным светом скульптуры, создавал Чудо-городок.

«Начиналось все с ледяного креста, когда в первый раз архимандрит Всеволод попросил нас обустроить территорию вокруг Крещенской купели — Иордани. Потом к кресту мы стали добавлять другие фигуры изо льда. То, что считали интересным — использовали на следующий год, неудачные фигуры отсеивали. Сейчас разворачиваемся на детскую площадку, собираемся создать целый комплекс архитектурно-скульптурных сооружений, с детским городком, чтобы было поживее, повеселее, чтобы больше людей привлечь. Для нас стало обязательной программой строить ледяные городки перед каждым Крещением...», — рассказывал в одном из своих интервью скульптор-послушник.

Царствие Небесное и вечная память рабу Божиему послушнику Владимиру!

Информационный отдел Раифского монастыря