Публикации
Кто такой монах и что такое монашество?
Что такое монашество? Почему человек отрешается от всего земного, временного, преходящего, и избирает такой уединённый образ жизни? Это тайна, известная только Богу и этому человеку. Монашество невозможно как-то рационально объяснить – это духовный феномен, который имеет мистическое происхождение. Слово «монах» происходит от греческого слова «монос», которое имеет два значения – количественное и качественное. В количественном значении это слов нужно понимать, как «один», то есть это – тот, кто выбирает уединённый образ жизни. А качественное значение этого слова это – «единый» – тот, кто хочет обрести единство и цельность, находясь в единении с Богом.
Один из древних христианских апологетов сказал, что истинный Бог один, но Он не одинок. Как известно, внутри Божественной природы общаются и пребывают в любви три Лица Святой Троицы – Отец, Сын и Святой Дух. То есть, Бог действительно не одинок. Так и человек создан не для одиночества – Он создан для единения с Богом, и только в Нём и с Ним он обретает истинное утешение. Святой Антоний Великий говорил, что если бы люди знали, какие скорби, какие трудности лежат на пути монаха, то никто бы не оставил мир и не пошёл бы в монашество; но если бы люди знали, какую радость, какое утешение получает истинный монах в своём подвиге, и какое блаженство его ждёт на небесах, то они бы оставили все свои мирские дела и все бы пошли в монастырь.
У преподобного Пахомия Великого было такое видение: ему явился сам равноапостольный Константин и сказал: «Пахомий! Как блажен монахи! Если бы я знал, что Бог так ублажает в Царствии Небесном, то я бы оставил своё царство и пошёл бы в монастырь». На это Пахомий: «Как же так! Ты, который прекратил гонения на христиан, который строил храмы и монастыри, и смог распространить веру Христову по всей империи – как ты такое говоришь?!» Но святой Константин ему ответил, что и при всём этом он оставил бы свой царский венец ради монашества, если бы только знал при жизни о том, что ждёт истинного монаха в Царствии Небесном.
О монашестве можно много говорить – я лишь выделил несколько аспектов, касающихся этого подвига. Монах этот тот, кто познаёт самого себя, а монастырь это – школа самопознания. После грехопадения человек стал как бы раздроблен, и с тех пор в нас есть свет и тьма, рай и ад. Человек есть золото, упавшее в грязь, икона, покрытая копотью и сажей. В наших сердцах, словно змеи, гнездятся страсти. Увидеть это в себе тяжело и болезненно. Но монах это – тот, кто знает, что на пути к Богу нужна честность, и он видит свою бездну греха, и плачет об этом, и молится о том, чтоб очиститься от этого. Поэтому можно сказать, монашество – духовная лечебница, школа любви к Богу и к человеку, школа покаяния и молитвы.
Иеродиакон Кронид (Полежаев)