Святыня
История этой удивительной Чудотворной иконы следующая. В 1622 году персидский шах Аббас покорил Грузию, захватив многие святыни Грузинской земли для продажи русским купцам, бывающим в Персии. Среди многих похищенных вещей находилась и икона Божией Матери «Грузинская», украшенная серебром и золотом.
Один персидский торговец предложил её приказчику купца Егора Лыткина, Стефану Лазареву, находящемуся тогда по торговым делам в Персии. Стефан с радостью купил чудотворный образ Богородицы и некоторое время хранил его у себя. Это было в 1625 году.
В это время ярославский купец Егор Лыткин в ночном сновидении увидел эту икону и ему было открыто, что она находится у его приказчика Лазарева, и в то же время получил приказание отослать образ иконы Божией Матери «Грузинская» в основанный в 1603 году Красногорский монастырь на Пинеге в Архангельской епархии. Об этом откровении Лыткин на некоторое время забыл. Но когда Стефан в 1629 году возвратился на родину и показал ему икону, то купец тотчас же вспомнил о видении. Он немедленно отправился с образом в Двинские приделы, в Черногорскую обитель, где и исполнил виденное ранее предзнаменование. Черногорской обитель была названа потому, что была построена на гористой, мрачной с виду, окруженной густыми лесами местности, известной под именем Черной горы. Наименование «Красногорский монастырь» обитель эта получила только впоследствии.
Второй справа: иеромонах казначей Димитрий (в миру — Григорий Сокольников) с Евангелием в руках. Фото примерно 1883 года
Уже к середине XVII века икона почиталась как чудотворная. Так, при самом внесении её в обитель, получил исцеление монах Питирим, долгое время ничего не видевший и не слышавший. В 1658 году патриарх Никон, тогда бывший митрополитом Новгородским, исследовал сказания о чудесах от этого образа Богородицы и установил празднование ему 22 августа (4 сентября по новому стилю). Как далеко была распространена слава о иконе Божией Матери «Грузинская», видно из того, что в царствование Алексея Михайловича её носили по разным городам России. Например, в Москву, Устюг, Вологду, Переяславль-Залесский и многие другие города. Крестные ходы с ней доходили даже до реки Лены в Сибири. Документ 1698 года говорит, что «Чрез образ «Грузинский» Пресвятая Богородица и ныне творит чудеса и исцеления, приходящих с верою». В 1698 году было постановлено: каждый год этот образ приносить в г. Архангельск «ради освящения града и христолюбивых народов, требующих Божией и Ея Богоматери милости». Тогда же по благословению архиепископа Холмогорского и Важского Афанасия, смотрителем московской типографии Фёдором Поликарповым был составлен канон в честь иконы Божией Матери «Грузинская».
Как повествуют старинные монастырские предания, уже в 1668 году во время перенесения иконы из Казани в Раифскую пустынь стали происходить чудесные исцеления немощных: слепым возвращалось зрение, беснующимся приходило очищение, а хромые получали исправление. Таким образом, эта икона с самого первого своего появления в Раифской пустыни получила славу чудотворной.
Прослышав об этом, жители города Свияжска попросили у владыки дозволения, чтобы образ этот приносили бы и к ним. По его благословению, икона Божией Матери «Грузинская» 31 июля стала «подниматься с места» и к вечере приноситься в Свияжск. На другой день, после литургии в Богородицком монастыре, организовывали крестный ход и обносили образ вокруг всего города. Более того, жителям Свияжска дозволялось брать чудотворную икону по домам, а с 6 по 21 августа ее торжественно проносили по окрестным селениям и возвращали в Раифский монастырь. Но бывали случаи, когда жители отдельных деревень обращались к настоятелю обители с просьбой отпустить к ним образ Божией Матери «Грузинская» для молебствования и в неурочное время. Так случилось в деревне Васильево 24 июня 1830 года. Вот, что повествует предание, дошедшее до наших дней.
«В тот самый день, когда икона была носима из дома в дом и происходило молебство о дожде, внезапно нашла ужасная туча. Пролил сильный дождь с градом, и к удивлению всех жителей, без малейшего вреда на их полях посеянному хлебу, между тем, как крупный град в необыкновенном количестве и величине падал близ полей в лесу, так что отламывались древесные ветви...»
Доска, на которой написана святая икона, имеет в вышину 9 и в ширину 7 вершков. Икона темного цвета. На обороте, по углам, на серебряном окладе, который покрывает всю доску, изображены Евангелисты, а в середине имеется надпись: "Образ Пресвятыя Богородицы Грузинския" снизу: "1720 г. июля 24 дня построен сей образ по благословению великого господина, Преосвященнейшего Тихона, митрополита Казанского". Надпись относится к украшению иконы при митрополите Тихоне. Венцы на Спасителе и Божией Матери, равно как и короны, осыпаны драгоценными камнями. Всего же с жемчугом и прочими украшениями риза по оценке ювелиров того времени стоила более 10 тыс. Рублей. При иконе имелся серебряный ковчег весом 7 фунтов 90 золотников. В 1876 г. вся риза вновь перенизана в Казанском Богородицком монастыре под наблюдением игуменьи Анфиньи.
...При закрытии Раифской обители во времена безбожной советской власти, икону спасли ученые Казанского университета, найдя её среди мусора на полу разорённого храма. Передали образ в храм Ярославских святых на Арском кладбище Казани, где она находилась всё время до возрождения монастыря.
Возвращение иконы состоялось на первом соборном богослужении во временном храме вновь возрождаемой обители — 23 июня 1991 года года. Богослужение возглавил епископ Казанский и Марийский Анастасий (Меткин). И хотя Преосвященный владыка предполагал торжественно, с крестным ходом, перенести чудотворную икону из Казани (на что необходимо было время, чтобы надлежащим образом к этому подготовиться), перед самой поездкой в обитель на первую Божественную литургию он неожиданно решает взять святыню в монастырь. На тот момент образ Богородицы был помещен вверху иконостаса и, во избежание кражи, ее накрепко прикрутили толстой проволокой так, что быстро снять ее оттуда было нелегко. Но когда епископ Анастасий сам поднялся по приставной лестнице наверх иконостаса, икона, к общему изумлению, свободно и легко пошла к нему в руки.
...Сразу после первой Литургии в Раифском монастыре был отслужен молебен перед иконой Божией Матери «Грузинская». Так устроил Господь, возрождение обители было ознаменовано возвращением чудотворного образа. Богородица не захотела ни на один день оставлять свою обитель и явилась туда вновь.
Пречистая Владычица и по сей день остается главной заступницей и покровительницей Раифской обители.