Публикации
«Изведи из темницы душу мою, исповедатися Имени Твоему»
2 июля исполняется сорок дней с кончины бывшего насельника Раифскоrо монастыря иеромонаха Иоанна (Сидоренко). В редакцию газеты «Раифский Вестник» передал письмо-воспоминание одной прихожанки иеромонах Иустин из Макарьевского монастыря. Надо заметить, что отец Иустин – бывший воспитанник Раифского монастыря.
«В 2009 году мы с воскресной школой Зилантова монастыря ездили в Свияжск и там познакомились с отцом Иоанном. Я тогда только начинала ходить в храм, ничего не знала ни о вере, ни о священниках.
Мы виделись несколько раз, всего два или три. Но навсегда остался образ этого человека – отца Иоанна. Как описывают священников в литературе – очень образованный, спокойный, внимательный.
Вокруг него всегда были дети. На острове в то время был интернат, отец Иоанн любил этих детей, общался с ними, рассказал нам, и мы поехали к ним с концертом) а потом был ужин в монастыре при свечах) на острове тогда часто не было света (ветер обрывал провода) ...
Потом началось восстановление острова, интернат снесли, детей распределили по другим местам. Приехав в Свияжск через неск лет, я спросила про отца Иоанна, но сказали, что его тут нет, а где он – точно не знают. С тех пор его не видела и ничего даже не слышала, но приезжая на Свияжск, всегда вспоминала.
Во вторник ночью я случайно (случайно неслучайно!) увидела в новостях митрополии, что почил о Господе отец Иоанн (но сколько о. Иоаннов), фамилии его я не знала, и на фото он был не такой, каким я его помнила. Но потом прочитала на сайте Раифского монастыря и поняла, что это тот самый отец Иоанн.
Благодаря интернету, нашла телефон храма, позвонила им ночью! И они сразу взяли трубку, поговорили со мной, как будто только ждали моего звонка. И утром, отложив все дела, мы поехали в Аксубаево.
Простой большой светлый деревянный гроб, много цветов, много людей семьями с детьми от грудничков до подростков. Все было очень просто, душевно, я бы сказала по-семейному. Это были проводы любимого человека. Все плакали. Я, конечно, мало была на похоронах иеромонахов, но так для меня удивительно, что плакали мальчишки и парни-подростки. Ничего показного. Женщины говорили: «Бедные, мы бедные» и плакали о себе без батюшки. Плакали по любви и вниманию, которые вдруг потеряли.
Радостно было видеть поток людей и длинную вереницу машин, когда ехали в деревню на погребение. Он служил в треёх приходах, а летом – в четырех. Построил храм, за алтарем которого его и похоронили.
Второй день мыслями я там. И вот думаю: я ничего о нем не знаю, но при этом узнала главное. Один человек может нести столько любви! Один! Всеё-таки и один в поле воин!
Мыслей возникает много, и наверное, каждому надо иногда задавать себе подобные вопросы: Будет ли кто-то обо мне плакать, когда умру? Будет ли кто-то обо мне молиться? И как надо жить, чтобы люди, видев тебя пару раз много лет назад, все бросили и поехали проводить в последний путь?
И как мало времени! Отец Иоанн ушел, не дожив до 50. Дни наши сочтены! И как успеть научиться так любить? Я вот даже с детьми своими и близким окружением не могу себя нормально вести, а время идёт.
И я видела вчера своими глазами, что один человек может успеть уделить внимание нуждающимся в нем, один человек может стать для многих светом, примером, если в сердце есть та самая любовь Божия. И это главная его проповедь для меня.
***
26 мая, в праздник Преполовения Пятидесятницы, в Феодосиевском храме состоялся чин погребения почившего иеромонаха Иоанна. По благословению митрополита Казанского и Татарстанского Кирилла Божественную литургию и отпевание монашеским чином возглавил благочинный монастырей Казанской епархии игумен Пимен (Ивентьев). В богослужении приняли участие клирики Чистопольской епархии. Храм был до отказа наполнен молящимися, многие из которых прибыли проститься с отцом Иоанном из Москвы, Казани, Чистополя и многих окрестных сел.
Перед началом отпевания игумен Пимен обратился к собравшимся со словом:
Сегодня мы с вами собрались, чтобы вознести молитву над бездыханным телом нашего собрата и вашего пастыря и наставника отца Иоанна. Жизнь почившего была недолгой по человеческим меркам — он не дожил и до пятидесяти — но очень яркой и насыщенной событиями, оценивая которые, мы теперь отчётливо видим действие Промысла Божия.
Будущий отец Иоанн в молодости получил прекрасное образование, окончил Тартуский университет, учился у видных учёных своего времени, был дружен со многими творческим людьми, сам был личностью яркой и незаурядной. Но Господь судил так, что последние годы своей земной жизни отец Иоанн провел вдали от научных, культурных центров, смиренно трудился на пастырском поприще, окормляя сразу несколько храмов в глубинке. Кроме прочего, усопший терпеливо нёес крест болезней, не предаваясь малодушию и ропоту, но по-христиански благодаря Бога за всё.
Можно много доброго и теплого сказать о почившем батюшке... У каждого из присутствующих есть свои памятные моменты общения с ним. Мне вспоминается наше знакомство в 1997 году и последовавший вскоре за этим его монашеский постриг в Иоанно-Предтеченском монастыре. Разница в возрасте у многих из нас с ним небольшая, но нам он представлялся куда более опытным, куда более образованным и глубоким человеком.
После были годы служения диаконом в Раифском монастыре и священником — в Свияжке. Последние 9 лет отец Иоанн был простым приходским священником и, как и на прежних местах своего послушания, снискал благодарную любовь и признательность паствы.
Помолимся от сердца Господу — Победителю смерти, дабы Он не помянул тех согрешений, которые сопровождают каждого на путях земной жизни и вселил бессмертную душу новопреставленного в селения праведных — там, где Вечная Пасха!
Христос Воскресе!
Информационный отдел Раифского монастыря