Публикации
Крещение – это великая сила и великая ответственность
Праздник Крещения Господня по-другому называется Богоявлением и Просвещением. И это неспроста.
Просвещением этот праздник называется потому, что Христос есть вечный свет, просвещающий мир. То есть просвещённым человеком может считаться не тот, кто много книг прочитал, не тот, кто постиг науки, а тот, кто живёт со Христом. В свете Христовом открываются тайны мироздания: тайна о мире, тайна о Боге, тайна о смысле жизни человека, о добре и зле. И недаром в древности в этот день, как и на Пасху, было принято крестить оглашенных – тех, кто был научен христианской вере, но ещё не принял Крещение.
Богоявлением этот праздник называется потому, что Христос после Крещения явил Себя как Богочеловек, как Искупитель и Спаситель мира, и вышел на всемирную проповедь. Также Богоявлением этот день назван из-за того, что на реке Иордан Бог явил свою триипостасную сущность: Отец явил Себя через глас с неба, засвидетельствовавший, что Иисус Христос есть Сын Его возлюбленный, в это же время Дух Святой снисшел на Христа в виде лучезарного голубя.
Наш Бог один, и мы не верим в трёх богов, как иные говорят о нас. Тайна Отца, Сына и Святого Духа – тайна Троицы – не подвластна человеческому разуму. Блаженный Августин когда-то хотел постичь эту тайну взаимоотношений трёх ипостасей внутри одной Божественной природы. И вот размышляя об этом, он как-то пошёл на берег моря, и увидел мальчика, сидевшего на берегу и что-то делающего. Святой спросил его: «Чем ты занимаешься?» А мальчик сделал в песке ямку и носил в неё черепицей воду, пытаясь перелить туда море. Блаженный Августин посмеялся над ним: «Как же можно бесконечное море перелить в эту ограниченную лунку!» Святой пошёл дальше, и вдруг его осенило, он обернулся, и увидел, что мальчика уже нет. Тогда блаженный понял, что это Бог его вразумил, ведь как же можно ограниченным умом человека постичь природу и сущность Бога?!
В этот день нам также нужно помнить о том, что Крещение – это великая сила. Во-первых, сказано, что тот, кто не родится от воды и Духа, тот не наследует Царствие Небесное. Во-вторых, в Крещении человек освобождается от первородного греха, освобождается от власти диавола и сочетается со Христом. Это второе рождение – рождение в Вечность.
В древности, во времена византийского императора Юлиана Отступника был некий шут, который устраивал представления, во время которых глумился над Таинствами и обрядами Церкви. И вот однажды во время одного из своих представлений в присутствии императора шут решил сымитировать Крещение – он нырнул в чан с водой, и в шутку сказал: «Крещается раб Божий во имя Отца и Сына, и Святого Духа!» И вот когда он вышел из воды, то посмотрев на императора, сказал: «Я христианин». Все начали смеяться, но он попросил всех замолчать, и рассказал толпе следующее: родители его были христианами, но уже с детства он глумился над верой, вел распутную жизнь, однако после Крещения, которое он изобразил перед императором, этот человек увидел хартию со своими грехами, и чья-то огненная рука разорвала этот свиток, и он почувствовал духовную радость и чистоту. И вот это человек, обновившийся духовно, засвидетельствовал свою веру перед императором-язычником. Тот в гневе приказал убить его. Так этот человек, смеявшийся на Церковью, после Таинства Крещения стал мучеником.
Как видим, Крещение – это великая сила. Но Крещение ещё и великая ответственность. Преподобный Макарий Египетский однажды спросил душу умершего колдуна о том, кто находится на дне ада, на что душа ответила, что там не идолопоклонники, а христиане, поправшие обеты Крещения – те христиане, которые жили нерадиво, беспечно, которые своим образом жизни не только не свидетельствовали о Боге, а наоборот – дискредитировали христианство.
Потому-то нам и нужно быть не только крещёнными, но ещё и просвещёнными, работать над очищением своей души и сердца от греха и страстей, стремиться к стяжанию добродетелей. Преподобный Серафим Саровский говорил, что смысл христианской жизни состоит в стяжании благодати Святого Духа – не в стяжании материальных благ и успеха, а в стяжании святости. И да поможет нам в этом труде Господь Бог!
Инок Константин (Полежаев)