Публикации
«Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне»
Из проповеди наместника Раифского монастыря игумена Гавриила на первой седмице Великого поста
Недавно прочитанный нами Великий покаянный канон Андрея Критского является камертоном для всей Святой Четыредесятницы. Сама же Четыредесятница – это, по учению святых отцов, некая наша десятина, наше приношение Богу от всего остального времени года. И вот чтение Великого канона настраивает нас на правильное прохождение этого великопостного поприща. Поэтому отрадно видеть, что на чтение канона многие прихожане приносят с собой книги, чтобы следить за читаемым текстом этого важного канона, в котором описывается весь путь человечества к встрече со Христом (тут стоит отметить, что и сам нынешний пост является подготовкой к встрече Христа Воскресшего).
Как же проходить Великий пост? Многим кажется, что пост в первую очередь связан с какими-то пищевыми ограничениями. И вот, чтобы пост не превратился в бессмысленную, истощающую диету, нужно сразу настроиться правильно на этот подвиг.
Это время является неким марафоном, который христианин должен пройти, чтобы достойно встретить Пасху. Часто неопытные бегуны на марафоне делают быстрое ускорение на старте, из-за чего, исчерпав силы, сходят с дистанции. Более опытные же марафонцы сначала берут средний темп, потом ускоряются, и потому приходят первыми. Вот и нам в начале поста нужно настроиться на правильное прохождение этого духовного поприща – нужно сразу понять, что прежде всего у нас должен быть пост духовный, а не только лишь пищевые и иные внешние ограничения.
Если мы откроем богослужебную книгу под названием Постная триодь, то увидим в ней, что Церковь рассказывает нам о том, как истинный пост должен проходить.
Например, в первый понедельник поста мы читаем в этой книге:
«Истинный пост есть – злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение – пост истинный есть, и благоприятный».
Как видим, ни слова о еде. Во вторник читаем:
«Пост не ошаяние брашен точию совершим, но всякия вещественныя страсти отчуждение: да на нас мучительствующую плоть поработивше, достойни будем причастия, Агнца за мир закланнаго волею Сына Божия, и духовно празднуем из мертвых Спасово Воскресение…»
В среду читаем:
«Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне: разрешим всякий союз неправды; расторгнем стропотная нуждных изменений, всякое списание неправедное раздерем, дадим алчущим хлеб, и нищие бескровныя введем в домы: да приимем от Христа Бога велию милость.»
Как видим, богослужебные тексты настраивают нас на духовное прохождение поста.
Церковь, как чадолюбивая мать, готовит нас к посту за несколько недель до него. И во время чтения Постной Триоди на подготовительных неделях мы также в первую очередь читаем не столько о еде, сколько о покаянии, смирении и молитве.
Игумен Гавриил (Рожнов)