Публикации
Молитва настоящая и ненастоящая
Иногда на просторах Интернета или в чатах различных мессенджеров нет-нет, да мелькнет «сенсационное» сообщение о существовании некоей особенно «сильной молитвы», некоего особенно «результативного» молитвенно правила наподобие «Прочитай эту молитву 12 раз, и все белы уйдут». Как к этому относиться?
Православное учение о молитве говорит, что важнейшим признаком её является устремление души человека к Богу. Поэтому многие святые отцы считают молитву некоей тайной, суть которой не так-то просто объяснить на словах. То есть, настоящая молитва — это не только слова, не какая-то словесная магическая формула, которая волшебным образом вынуждает Бога совершить то, о чем просит «молящийся» человек. Приписывание же словесной формуле самой по себе или некоей схеме повторения этой формулы чудодейственной силы есть самое настоящее кощунство, ведь получается, что таким образом мы приписываем себе посредством такой «молитвы» возможность Самому Богу диктовать свои условия!
Если доводов не верить призывам к сомнительным «молитвенным» деланиям недостаточно, то можно вспомнить молитву Господню — «Отче наш». Примечательно, что согласно толкованиям, Господь не определил эту молитву, как единственно возможную, но дал её в качестве эталона — примера того, каким должно быть молитвенное обращение к Творцу.
Каждое слово этой молитвы глубоко, каждое слово несет в себе чрезвычайно важную мысль. Начинать можно с первых строк — с «Отче наш…» Мы много раз произносим эти слова, мы знаем их наизусть, но каждый ли раз мы помним о смысле того, что говорим? А ведь эта строка призывает нас быть детьми Божиими. И в связи с этим важно помнить, что невозможно быть одновременно и сыновьями диавола (читай: всякой мирской суеты), и сыновьями Божиим — возможно только одно из двух. И если такой двоедушный человек «скажет: Отче, то речение сие, – по мысли святителя Григория Нисского, – прямо будет оскорблением и злословием». Какие грозные слова говорит нам святитель! И ведь это только начало молитвы — всего два слова, а дальше — больше!
Как видим, суть молитвы не только в самих словах (которые и запомнить, и произнести не сложно), но в том, какой смысл мы вкладываем в эти слова. И главным признаком настоящего молитвенного делания — его фундаментом, — как уже говорилось выше, является устремление человека к Богу. В предлагаемых же иногда в интернете «сильных молитвах» зачастую мы видим даже не попытку чего-то смиренно попросить у Отца нашего небесного, а языческое желание повлиять на Него, минуя при этом настоящее богообщение, устремление души ко Господу и покаяние — минуя всё, чему нас учит Церковь и все наши святые подвижники.
Стоит отметить при этом, что, если всё-таки попадётся человеку в Интернете некое привлекательное молитвенное правило, то стоит, прежде чем к нему приступить, всё-таки посоветоваться с духовником, или любым священником, который в силу своего образования и пастырской практики поможет отличить дурное от полезного для души.
Информационная служба Раифского монастыря