Публикации
Клиповое мышление в православной среде
Клиповое мышление — это привычка человека воспринимать информацию фрагментарно, в виде коротких отрывков, с помощью запоминающихся ярких образов. Для такого типа мышления характерно то, что визуальный ряд здесь играет чрезвычайно важную роль, и при этом картинки или видео сопровождают обычно лишь небольшое количество реальной информации, подаваемой, как правило, в упрощённом виде.
Для человека с клиповым мышлением характерно то, что ему сложно сосредоточиться на большом объёме информации и долго изучать какой-то сложный материал. Поверхностность, недостаток концентрации, быстрое забывание являются одними из недостатков подобного способа восприятия.
«Клиповое мышление формирует у человека развлекательный и легкомысленный подход к реалиям, ироничное и игровое восприятие действительности как реалити-шоу. В духовном мире это крайне опасно, так как реалии метафизического мира требуют от того, кто туда входит, самого что ни на есть фундаментального, серьезного и глубокого отношения. Как говорит Писание: со страхом и трепетом совершайте свое спасение!» — комментирует миссионер Раифского монастыря иеродиакон Кронид (Полежаев).
Как же феномен клипового мышления может быть связан с повседневной жизнью современного православного христианина? Самым непосредственным образом, ведь клиповое сознание есть продукт общества, в котором мы живём. Например, это касается проповеди православия в интернете, ведь здесь мы, верующие, так или иначе выходим на площадку, где клиповость подачи информации подчас является неизбежной.
Сама по себе проповедь веры в интернете — вещь абсолютно оправданная для миссии. Как об этом говорит Святейший Патриарх Кирилл: «Мы не должны оставлять без пастырской заботы множество людей, вовлеченных в социальные сети…» Но не стоит забывать, что любая миссия заключается в приведении человека к вере Христовой, после чего подразумевается его вхождение в жизнь Церкви, которое требует личных духовных трудов.
«Одна из задач священника, присутствующего в социальных сетях, состоит в том, чтобы помогать людям понять важность участия в реальной жизни прихода и, в первую очередь, участия в Святой Евхаристии, в молитвенном собрании единоверцев…», — говорит Патриарх.
И действительно, иногда может возникнуть ложное ощущение, что просматривание красочных постов на православную тематику, пересылка друг другу красивых картинок с короткими цитатами святых отцов, просмотр православных роликов или видео записей проповедей — это уже Православие. Но Православие, как уже говорилось выше, подразумевает участие в богослужебной жизни Церкви (а не только лишь просмотр этих служб на экране), участие в Таинствах (а не только лишь присутствие в храме), живое общение с духовниками (а не только просмотр передач с участием духовенства), изучение Священного Писания и святых отцов (а не только лишь знакомство с краткими цитатами из отцов и Библии).
Да, всё, что относится к православному контенту в Интернете (при условии, что это действительно, проверенный православный контент) может сопровождать нашу жизнь, может настраивать нас на правильный лад, может даже кого-то привести в храм, но никогда не заменит нам ни Исповеди в храме, ни тем более — Причастия. Это понятно. Но проблема в том, что клиповое мышление есть навык приобретаемый, и опасность того, что человек, привыкший смотреть красивые православные постеры в социальной сети, будет психологически не способен воспринять всю глубину вероучения Церкви, существует. Поэтому-то и следует нам следить за собой — не ограничивая свою веру тем, что мы видим в Интернете относительно Православия, а также помогая и ближним нашим в понимании того, что жизнь Церкви простирается гораздо дальше экранов компьютеров и смартфонов.
Информационная служба Раифского монастыря