Разруха


ЧТО ВМЕСТИЛА В СЕБЯ ИСТОРИЯ РАИФЫ с 1917 по 1991 годы?

Спасли обитель от полного разрушения практиковавшиеся в то время в отношении храмов и монастырей профессоры Казанского университета. В 1919 году при Университете был основан лесной факультет, и ему была передана Раифская обитель с её лесами.

С весны 1919 года снова вернувшиеся (после первой попытки закрытия обители в 1918 году) монахи возобновили богослужения в двух храмах, часть зданий теперь принадлежали лесному факультету Казанского университета. Несмотря на это, началось разграбление обители, был вывезен хлеб и практически все монастырские запасы.

В 1918 году возглавлявший тогда Раифский монастырь иеромонах Сергий писал: "Раифская пустынь совершенно разграблена, разорена и уничтожена…". Что кроется за этими словами, можно себе ясно представить лишь по тому, что из всей богатейшей монастырской ризницы и библиотеки, которые по праву считались богатейшими собраниями древних редкостей в Казанском крае, бережно хранившимися на протяжении нескольких веков, до наших дней сохранились лишь несколько рукописных книг и предметов церковной утвари. Но чудесным образом была спасена главная святыня монастыря - икона Божией Матери "Грузинская".

В те годы Русская Православная Церковь (тогда она называлась Российская Православная Церковь) находилась в состоянии глубокого внутреннего кризиса.Раифские монахи были одни из немногих в среде духовенства Казанской епархии, кто с первого дня отказался принять власть церковных обновленцев, считая ее неканонической: и Высшее Церковное Управление, и присланного в Казань в мае 1923 года лжеархиепископа Алексия, и Казанское Епархиальное Управление, возглавляемое незаконным архиереем. Когда в июне 1924 года в монастырь перевели волостной исполком, больницу и школу из села Большие Ключи, забрав большую часть хозяйственных построек и братских корпусов, в Раифе проживало 25 монахов и 18 послушников, а настоятелем был архимандрит Феодосий. Последним же настоятелем был игумен Сергий. В июне 1928 года обитель была вновь закрыта. Однако крестьяне деревни Бело-Безводной организовали религиозную общину и власти, помня о массовом крестьянском выступлении 1918 года, не решились отказать в регистрации прихода. Из всех монашествующих - около 40 человек - крестьяне выбрали семерых для прихода, остальные нашли работу в селах, некоторых пожилых монахов приютили крестьяне окрестных деревень.

Государственное политическое управление при НКВД (ГПУ) давно желало окончательно расправиться с монахами Раифы, считая их косвенными виновниками массового сопротивления крестьян коллективизации, ведь даже изгнанные из обители иноки не оставляли своего церковного служения - местные жители постоянно приходили к ним за советом, исповедовались и получали духовное окормление. Также не могла не тревожить ГПУ слава святой обители и единодушие крестьян, неизменно выступавших против закрытия обители, снятия колоколов, изъятия имущества и других репрессий. 23 января 1930 года ГПУ произвело аресты тех монахов Раифской пустыни, кто не вошел в общину и жил по окрестным селам. Таким образом, когда остававшиеся в общине семь иноков 26 января (накануне престольного праздника) начинали всенощное богослужение, они уже знали, что и их ожидают арест и неправедный суд. В этот день в Пустынь прибыло много монахинь из закрытых Казанского Богородицкого, Федоровского и Свияжского монастырей. Инокини добывали себе на хлеб прачечными и огородницкими работами, шитьем одеял, при этом из скудных зарабатываемых средств умудрялись поддерживать ссыльное духовенство (коему запрещалось совершать службы и требы, т.е. зарабатывать себе и семье на хлеб), собирать и носить в тюрьмы и следственные изоляторы обеды и вещи арестованному священству.

Отстояв всенощную, большинство прихожан осталось ночевать в храме или у знакомых. Утром состоялось трогательное богослужение. Последнее.

По выходе из церкви все были арестованы, в том числе немощные, глухие, полуослепшие монахини, болезненные, почтенного возраста иноки; всех их в тот же день вывезли в Казань, где посадили в тюрьму. Через месяц, 20 февраля, был вынесен приговор Особой тройкой НКВД — орган внесудебного вынесения приговоров, существовавший в 30-ые годы. Состоял из начальника областного управления НКВД, секретаря обкома и прокурора... По нему было расстреляно шесть насельников обители: игумен Сергий (Гуськов), иеромонахи Антоний (Чирков), Иов (Протопопов), Иосиф (Гаврилов), Варлаам (Похилюк), послушник Петр Тупицын и двое мирян: Василий Гаврилов и Степан Абрамов из деревни Бело-Безводной. Ещё восемь иноков и послушников, около двадцати монахинь и десяти мирян были приговорены к 5 годам концлагеря или высылке в Севкрай. Имена их известны. В 1997 году, 6 апреля, в день расстрела 5 монахов и послушника, состоялась канонизация Преподобномучеников Сергия, Антония, Иова, Иосифа, Варлаама и Петра. Так в XX веке появились новые мученики "в Раифе избиенные".
 
После полного закрытия монастыря в 1930 году, и происшедших здесь трагических событий, духовная жизнь в cвятой обители на долгие десятилетия оборвалась. Тогда же большевики сняли со звонницы монастыря самый большой колокол, который упав, полностью ушел в землю. По воспоминаниям очевидцев, после падения и удара земля долго гудела. Колокол был очень велик, весил около 500 пудов (более 8 тонн). Остававшиеся в обители иконы, книги, священнические облачения и все, что не представляло материальной ценности для новой власти, сожгли. Предметы церковного обихода и утварь были разграблены, и древние храмы на десятилетия невольно стали безмолвными свидетелями тысяч трагически сложившихся человеческих судеб.
 
 В ТАТНАРКОМПРОС, 25.07.1928 г., вх. № 9098

По имеющимся сведениям по ликвидации монастырей, в Раифской пустыни предполагается там поместить дом дефективных детей, отдел учитывая острую нужду в жилплощади опытного лесничества института с/х и лесоводства, а также Управления Татарского национального заповедника и проч. научных учреждений считает необходимым просить о передаче освобождающихся зданий указанным выше организациям и возражает против вселения туда дефективных детей, присутствие которых не позволит развернуть работу по заповеднику и равносильно полной гибели самой идеи заповедника, т.к. уберечь насаждения не представится возможным. О вашем заключении просим поставить в известность отделСо своей стороны отдел позволяет заметить, что для поселения дефективных детей более подходят здания бывшей Семиозерной пустыни .

Отдел по делам музеев, охраны памятников искусства, старины, природы при академическом центре ТНКП8.08.1928 г. № 368, г. Казань, Площадь 1Мая, №2/3 кв 25
Председатель отдела /В. Егерев/
Ученый секретарь /П. Корнилов/"

(Орфография и пунктуация документов сохранены)

Научная общественность Казани всеми силами пыталась спасти уникальный памятник архитектуры, но несмотря на попытки казанских ученых сохранить уникальный архитектурный ансамбль, используя его в интересах науки, в сентябре 1933 годана территории Раифского монастыря была организована Раифская трудовая коммуна - колония ОГПУ ТатССР. В храмах и братских корпусах теперь располагались производственные мастерские, клуб и столовая.

До передачи Раифского монастыря Православной Церкви в 1991 году здесь перевоспитывались подростки-правонарушители и готовились рабочие для деревообрабатывающей промышленности, лесного и сельского хозяйства.

Народному комиссару внутренних дел ТАССР, капитану госбезопасности тов. Михайлову.

В колонии процветает воровство имущества, полуфабрикатов, готовой продукции, практикуется сбыт краденного в окрестных селах. Производство не изолировано, через колонию идет проезжая дорога. Охрана колонии малочисленна и составлена из случайных людей, из местных колхозников и даже воспитанников…" в записке предлагается "…оградить колонию проволочным ограждением, установить на дороге два шлагбаума со сторожевыми будками и запретить выход воспитанников за территорию колонии. 29.04.38 г.

Но к 1938 году колония приходит в упадок, главная причина которого излагалась в докладной записке начальника плановой статистической группы ОТК НКВД СССР Филиппова.

На основании этого письма НКВД приняло решение реорганизовать Раифскую трудовую коммуну в колонию закрытого типа. Монастырь и его окрестности были обнесены глухим деревянным забором, построены вышки, из Казани прибыли около 100 солдат войск НКВД. В охране зоны стали использоваться служебные собаки. По сути, с этих пор Святая обитель и прилегающая к ней территория были превращены в зону, где находились жилые и хозяйственные постройки колонии. В Троицком соборе был устроен гараж, в Грузинском - клуб, а на втором этаже спортивный зал.
 
 
По воспоминаниям местных жителей, в 1936 году в Раифский монастырь прибыл большой этап заключенных, состоящий из взрослых и пожилых мужчин. Колония была разделена на две зоны: для взрослых мужчин и подростков. Позднее, в 1941 году, видимо, из-за нехватки места в тюрьмах Казани, в Раифу привезли и осужденных женщин. В 1941 году для них был построен специальный барак.

Евдокия Строителева - очевидец тех страшных событий, 2001 год.

Несовершеннолетние подростки были выведены с территории монастыря в специально построенные корпуса. Судя по спискам заключенных, они были эвакуированы из западных областей СССР, которые в первую очередь были оккупированы фашистами - Одесса, Западная Украина. Были также заключенные из Москвы, Ленинграда и других городов. В это время в Раифской колонии-тюрьме было около 1000 заключенных. Судя по тому, что выжившие из этого этапа узники впоследствии стали бухгалтерами, счетоводами, нарядчиками, можно сделать вывод, что это были не обычные уголовники, а люди образованные. К некоторым первое время из Москвы приезжали родственники, они даже получали посылки. Заключенные были дружелюбны и часто делились продуктами с местными жителями, которые работали в колонии. Вот что вспоминает Евдокия Строителева, 1911 года рождения, работавшая в 1936 году в столовой: "Ночью на грузовиках привозили заключенных с обмороженными руками и ногами, они кричали "тетя, руки, руки!". Мы трем их, трем, а они утром умирают. Со мной на раздаче работала Наташа Конушева из Ленинграда, хорошо помню ее, получила два года за шпульку ниток. Очень вежливая была".

В войну в колонии разразилась эпидемия тифа. На противоположном берегу Раифского озера были построены бараки-изоляторы, куда перевозили смертельно больных узников. Несмотря на это, умерло очень много заключенных. Хоронили их в братских могилах. 

На первом этаже монастырского братского корпуса, в ризнице и библиотеке были устроены камеры, а на втором этаже - неотапливаемые карцеры. (Когда в 1995 году начиналась реставрация этого здания, там еще сохранились маленькие зарешеченные окошки и тяжелые металлические двери). Увезли взрослых неожиданно. Ночью в 1942 или 1943 года были увезены почти все женщины. Остались расконвоированные и ссыльные поселенки. После этого в колонии еще около 10-ти лет оставались мужчины. Большинство из них умерли от тифа, часть отправлены в штрафные батальоны на фронт. Некоторые, кому некуда было ехать после освобождения, оставались и работали в колонии как вольнонаемные. Сейчас в живых из них не осталось никого, история пребывания в Раифе взрослых заключенных не подкреплена никакими документами. С уходом солдат НКВД в 1953 году были также вывезены все архивы Раифского филиала ГУЛАГа. Но хочется надеяться, что впоследствии все же будет восстановлена подлинная картина событий, происходивших в Раифской обители в 1936-1953 годах.