Новости и события


06.03.2022

Перед началом Великого поста

Ты постишься? Умилостивь того, кого ты обидел, никогда не завидуй брату,
ни к кому не питай ненависти. 
Святитель Иоанн Златоуст

Сегодня, в Неделю сыропустную, в Троицком соборе Раифского монастыря была совершена Божественная литургия святителя Иоанна Златоуста. Затем была отслужена вечерня с чином прощения.

Песнопения исполнял монастырский хор под управлением диакона Сергия Уренцева.

Сообразно с Евангельским чтением, христиане имеют благочестивый обычай просить в этот день друг у друга прощения грехов, ведомых и неведомых обид и принимать все меры к примирению с враждующими. В храмах совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно испрашивают друг у друга прощение, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними.

Чин прощения появился в монастырской жизни египетских монахов. Перед наступлением Великого поста, чтобы усилить подвиг молитвы и подготовиться к светлому празднику Пасхи, монахи расходились по одному по пустыне на все сорок дней поста. Некоторые из них уже не возвращались обратно: кто-то был растерзан дикими зверями, другие погибли в безжизненной пустыне. Потому, расходясь, чтобы встретиться только на Пасху, монахи просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды, как перед смертью. И конечно, сами от души прощали всех. Каждый понимал, что их встреча в преддверии Великого поста может оказаться последней. Для того и существовал чин прощения — чтобы быть примиренным и прощенным со всеми и — благодаря этому — с Самим Богом.


Проповедь наместника Раифского монастыря игумена Гавриила (Рожнова)
 

Дорогие братья и сестры!

Мы находимся в преддверии Великого поста. Церковь как чадолюбивая мудрая мать готовила нас к этому моменту уже более месяца. Подготовительные недели к Великому посту настраивали нас на прохождение этого постного поприща. В Неделю о Закхее мы видели милосердие Божие к обращающемуся человеку. Закхей сделал небольшое усилие навстречу Господу, даже, может быть, из простого любопытства, и Господь приходит в дом Закхея, вечеряет с ним. Это показывает милосердие Божие по первому движению человека к Нему (призывающая благодать), когда Господь идет навстречу к обратившемуся человеку.

В Неделю о мытаре и фарисее мы вспоминали главное условие такого вхождения Господа в дом нашего сердца. Смирение, которое противопоставлялось гордой, лицемерной праведности фарисея. Смирение – это основное условие принятия благодати Божией в наше сердце.

В притче о блудном сыне, которая является центральной во всем Евангелии, мы видели милосердие Божие к обращающемуся грешнику. Как сын осознал свое бедственное состояние, как пишет евангелист Матфей, пришел в себя, вспомнил об отце, пошел ему навстречу. Несомненно, большее движение отца навстречу сыну. Здесь указывается милосердие Божие, которое превосходит всякий ум, к падшему роду человеческому.

Следующая  неделя была о Страшном Суде, где мы вспоминали, что каждому придется дать ответ за свою земную жизнь. Сегодня заканчивается последняя подготовительная неделя, в которую мы вспоминаем изгнание Адама из Рая. Напоминается причина нашего бедственного, падшего состояния – это грех праотца Адама, который перешел на весь род человеческий. Как с одной поврежденной матрицы все копии тоже идут поврежденные, так и каждый из нас носит это «семя тли», как говорят святые отцы, в себе. И вот пост как раз необходим для очищения себя, для встречи Бога.

В чем произошло падение человека и в чем заключается спасение? Падение человека произошло в том, что мы отошли от общения с Господом. Адам напрямую общался с богом в Раю, о чем мы читаем в первых главах книги Бытия. Затем происходит этот греховный разрыв. Человек в настоящем состоянии поврежден. Спасение состоит в восстановлении живой связи с живым Богом. Пост – это то средство, которое Церковь предлагает нам для восстановления этой живой связи.

В стихирах подготовительных к Великому посту мы слышали основные моменты, которые мы должны уяснить для прохождения поста: «Постящися, братие, телесно, постимся и духовно. Истинный пост есть злых отвержение, воздержание языка, ярости отложение, похоти угашение…» – и т. д. Пост состоит не только в телесном воздержании, но и в борьбе со злом внутри своей души.

Великопостное богослужение кардинально отличается от богослужения всего богослужебного года. Вводятся специальные покаянные стихиры. Дважды прочитывается Псалтирь в течение недели. Читаются ветхозаветные книги: Бытие, Исход, Притчи, которые желательно прочитать всем в Великом посту. Сейчас очень модно давать советы на прохождение Великого поста. Каждый для себя сам должен определить, что ему нужно сделать, необходимо поставить задачи, цели, которые нужно достигнуть этим постом, чтобы пост не проходил бесследно.

Какие можно поставить цели и задачи для своей духовной жизни на этот  50-дневнй период? Прежде всего, это посещение богослужений в храме. Церковь предлагает нам особые богослужения Великим постом. Первые четыре дня на первой седмице будет читаться канон преподобного Андрея Критского. Желательно приобрести текст этот канона и вместе со священниками внимательно прочитывать его на богослужении. Совершается литургия Преждеосвященных Даров в среду и пятницу. Это особое умилительное последование. Тоже желательно выбрать время и побывать хотя бы на нескольких литургиях в течение поста. Совершаются также Мариино стояние, акафист в субботу. Эти последования настраивают нас на покаянный лад для очищения сердца, чтобы достойно встретить Пасху.

Весь Великий пост – это не просто скорбь и мучение себя. Это приготовление сердце для встречи пасхальной радости, поэтому не будем забывать, что пост – это радостное время. Мы сегодня слышали в Евангелии от Матфея слова Господа: «Не будьте унылы как лицемеры, когда поститесь».  Наоборот, пост – это наша радость, «весна души», как говорится об этом в текстах Постной Триоди. Еще один важный для нас момент отметило сегодняшнее евангельское чтение: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где тля тлит, где воры подкапывают и крадут». Истинное сокровище в Боге. Нужно в Бога богатеть.

В эти скорбные дни великого потрясения  мы видим сложный исторический момент, когда  буквально на наших глазах изменяется реальность нашей жизни.  Вся страна входит тоже в такой Великий пост, когда ради какой-то великой цели приходится отказываться от удобств. Это тоже великий подвиг. Каждый пост дет человеку возможность побороться с собой, ущемить себя в чем-то незначительном для достижения великой цели. Важнейшее условие вступления в этот постный подвиг – это прощение ближнего. Сегодня мы слышали слова Спасителя: «Если прощаете людям прегрешения их, простит и Отец ваш Небесный. Если не прощаете людям прегрешения их, то и Отец ваш Небесный не простит вас». В другом евангельском чтении мы слышим такие слова: «Если ты принесешь дар к алтарю и вспомнишь, что брат твой имеет нечто на тебя, иди сначала примирись с братом, потом принесешь дар Господу». Поэтому это воскресение положено Церковью для примирения с ближним. Очень сложный момент истории, когда особенно требуется внутренняя собранность, мир в душе, прощение, потому что разделение – от дьявола. И только любовью, как всеобъемлющей силой Божией, сердца человеческие соединяются. Поэтому в это время от христиан требуется особый подвиг, и прежде всего в борьбе со злом внутри себя, чтобы стяжать ту любовь, которая объединяет всех людей на земле. Основанием этой любви является прощение ближних.

Сегодня, в Прощеное воскресение, испросим прощения друг у друга, и я от лица братии монастыря и от себя лично прошу прощения, в чем согрешили , в чем недоработали. Простите, елика согрешили делом, словом, помышлением и всеми нашими чувствы. Благодатию своей Бог простит и помилует всех нас.

 

Информационный отдел Раифского монастыря



Теги:
Видео
Великий пост
монашество
проповедь





Новости по теме