Публикации


30.01.2018

«Все друг за друга
в ответе…»

Часто приходится слышать две фразы: «Я никому ничего не должен!», и: «Вы мне за это ответите!» Если сопоставить оба смысла, можно видеть интересную антиномию - мы ни за что не хотим отвечать, но требуем ответственности от других.

Таков взгляд индивидуальности, но не личности. По мысли В.Н. Лосского, индивидуальность направлена сама в себя, атомизируя человеческое бытие, сводя человека к его природе, со всеми ее хотениями. Личность же имеет направление не в себя, но из себя. Она живет и развивается в общении с Богом и людьми, раскрывается в подвиге служения. В служении Богу и человеку и рождается настоящая ответственность, потому что речь уже не о том, делать ли что-то для других, и как делать - но о спасении твоей собственной души. Христианство превращает абстрактную идею ответственности в саму жизнь, наполняет красивую форму подлинным содержанием.

Сам Христос освятил понятие ответственности личным примером. Богочеловек взял на Себя ответственность за грехи мира, пострадал за нас, отдал вместо нас наши долги. И ученикам Своим Он завещает ответственность за жизнь планеты. «Вы - соль земли. Вы - свет мира» (см.Мф.5:13,14) - говорит нам Господь.

В древнехристианском памятнике «Послание к Диогнету» написано: «Что в теле душа, то в мире христиане... Душа заключена в теле, но сама содержит тело; так и христиане, заключенные в мир, как бы в темнице, сами сохраняют мир». По-другому можно сказать так: внутренний стержень жизни общества есть его духовность, а вопрос духовности есть вопрос церковный. В каком состоянии Церковь, в таком и общество. Церковь же двуприродна, она есть богочеловеческий организм. И человеческая сторона Церкви прямо зависит от нас, ведь Церковь - это все мы.

Например, я в воскресенье проспал Литургию. Молитва Церкви что-то потеряла, потому что в ней недоставало моего голоса. Мое отсутствие на Литургии как-то отразилось на жизни Церкви, а значит, и на духовном состоянии общества. И если мы слышим о войнах, массовых беспорядках, государственных переворотах, то стоит спросить себя: когда я был последний раз на Литургии? А если и был, как молился я тогда? Ведь можно присутствовать на богослужении, и не молиться.

Православные христиане обращаются к Богу на «Ты», и могут выпросить у Него все, будь оно только полезным. И если мы живем в больном обществе, значит, что-то не то с «солью земли» и «светом мира». Болезни общества напрямую связаны с болезнями Церкви, а Церковь — это все мы. Оказывается, недуги социума тоже попадают в сферу нашей ответственности.

Мы связаны тысячами невидимых нитей с миллионами людей, и каждое наше слово и дело влияет на других. «Все друг за друга в ответе» - писал Достоевский. «Есть круговая соборная ответственность всех людей за всех, каждого за весь мир» - говорил Бердяев.

* * *

Христианская ответственность головокружительно высока, ибо отвечать мы в конце концов будем не перед грешным миром, а перед Христом. Каждый наш взгляд, каждое слово и мысль будут проверены и взвешены перед лицом Истины.

Как, неужели и за мысли мы будем держать ответ? Конечно, ведь мысль есть начало дела, и каждая наша мысль влияет на жизнь планеты. Путь от зарождения преступной мысли до совершения фактического преступления гениально показал Достоевский в бессмертном романе «Преступление и наказание». Одна-единственная идея, признанная истинной, стала причиной убийства человека.

Скажите, смерть одного не решает судьбы мира? Еще как решает! Меньше чем через полвека после написания этого пророческого романа разразилась одна из самых ужасных войн в истории, и началась она из-за убийства одного человека, эрцгерцога Франца Фердинанда. Результат преступления: гибель более двадцати миллионов людей, пятьдесят миллионов калек, прекращение существования четырех империй.

Что такое человеконенавистнические идеологии? Прежде всего, это больная мысль, а потом уже потоки крови и концлагеря. В тесном кабинете сидит какой-то очкарик и фиксирует свои мысли. Потом они оформляются в книжку, становятся программой партии, входят в законодательство. А затем уже людские массы начинают уничтожать друг друга. Идея, внушенная миллионам, меняет ход истории.

Поэтому христианство говорит человеку: проверяй, оценивай свои помыслы, веди мысленную брань. Твое мысленное падение или восстание прямо влияет на жизнь целых государств, понимаешь ты это или нет. Не знаем мы, по слову поэта, как наше слово отзовется - но то же можно сказать и о наших мыслях. Как и когда они воплотятся? Мы в ответе перед всеми за каждое движение ума. Безответственность твоего мышления может погубить многих, и тебя затащит на дно ада.

Мы будем отвечать за каждое свое дело, слово, помышление, за все написанное, проговоренное нами, и даже за сами свои убеждения. Не чувствующий этой ответственности, по сути, отказывается от свободы. Ведь ответственность и есть обратная сторона свободы. О. Александр Мень так и определил однажды свободу: «ответственность человека перед Творцом». Свобода есть привилегия, а привилегии всегда добавляют ответственности. Бегущий от нее бежит от свободы, его свобода превращается в рабство своим желаниям и страстям. А несвободный - уже не совсем личность...

* * *

Человек создан по образу и подобию Царя Небесного. Образ царя в древности как бы представлял царя там, где был водружен его образ. Образ, в некотором смысле, являет присутствие первообраза. Все мы, созданные по образу и подобию Творца, как бы представляем Его интересы на земле. Христианин, возрождающий в себе затемненный грехом образ Божий, представляется своего рода послом Всевышнего в мире. Поэтому каждый наш грех ложится тенью на нашего Господа. Тем более это касается тяжко согрешающих христиан, которых предупреждает апостол Павел: «ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников» (Рим.2:24).

Когда верующий понимает это – он уже одержал большую победу. Если же он возлагает ответственность за все свои проблемы только на себя – победа будет еще больше. Такой уже не винит во всем какие-то внешние силы, перестает говорить о своих правах, и больше думает о собственных обязанностях. Человек становится по-настоящему взрослым, и прикасается к тайне Креста. В таком смысле ответственность христианина становится важной характеристикой его духовной жизни.

Но есть еще более масштабная ответственность, о которой пишет Бердяев: «Каждый из нас получает двухтысячелетнее христианство, и этим налагается на нас бремя мировой ответственности. На нас лежит ответственность мирового возраста христианства, а не личного нашего возраста». Понимающий это чувствует, что он живет не сам по себе, но все мы связаны путами взаимной ответственности, а в центре всей этой картины – христианин.

* * *

Есть великая ответственность ограниченного человека перед безграничным Богом. А можно и так сказать: есть великая ответственность маленького человека перед большим миром. Эта мысль сообщает полезный страх, и способна менять людей изнутри. Особенно тех, кому вверена истина, и кто православно верует в Спасителя, взявшего на Себя ответ за наши грехи. Ученики и последователи такого Бога должны в своем сердце начертать и почаще вспоминать слова великого классика: «Все друг за друга в ответе».

Сергей Комаров