Публикации


05.02.2020

Провидение

Во время арт-фестиваля мы познакомились с художником  Ириной Антоновой из Казани. Оказалось, что её родственник в 1910 году был пострижен в монахи именно в Раифской пустыни. Это епископ Анастасий (Александров), викарий Санкт-Петербургской епархии.

– Ирина, расскажите, как Вы попали на фестиваль и о Вашем родственнике – епископе Русской Православной Церкви.

– Сразу оговорюсь, что я не прямой потомок епископа. Он был старшим братом моей прабабушки.

–  Но такое пересечение во времени в Раифском монастыре, конечно, невозможно оставить без внимания:
само приглашение Вас на  фестиваль можно принять за промысел. Ведь именно в Раифском монастыре будущий епископ Ямбургский Анастасий принял монашество. Удивительно...

– Да. Удивительно. Знаю, что отец владыки тоже был священником, настоятелем храма Ярославских чудотворцев в Казани. Его же отец тоже был настоятелем церкви.

В семье есть фотографии тех времен, когда владыка принимал монашество... Такой больной взгляд… А на фото через два года, когда он стал епископом Чистопольским, взгляд совсем другой… В 1913 году владыку Анастасия назначили викарием Санкт-Петербургским...

Знаете,  я ведь в Ленинграде училась. Все никак понять не могла: почему я в Ленинград-то поступала? Долго ведь и упорно поступала, в течение пяти лет... Потом уже, когда узнала, что там служил епископ Анастасий, про себя так подумала: «Ну, Анастасий позвал». (Смеется.) И, когда пришло приглашение участвовать в Раифском арт-фестивале, тоже так полушутя подумала: «Анастасий позвал». (Улыбается.)

Когда я узнала о своем родственнике-священнике, стала искать и собирать о нем информацию. И о поступающих новых сведениях рассказала отцу Сергию из Зилантового монастыря... И очень эмоционально... И хотя он такой батюшка спокойный, строго посмотрел на меня и сказал сурово: «Вашей заслуги в заслугах ваших предков нет». Я была такая радостная, а он меня очень тактично на место поставил. Видимо,  с гордостью это какой-то говорила. Вот и сейчас, наше интервью – это очень неоднозначное занятие.

– Чтобы к тщеславию не побудило, да?

– Да, да… «Вашей заслуги в заслугах ваших предков нет». Хотя мне хочется добавить: «Но в  моих заслугах заслуг предков много». Например, на своей персональной выставке, как раз после возвращения из Питера, родилась в голове фраза: мои работы не для украшения стен. Я понимаю, что есть интерьерные работы. Но это все больше для каких-то важных внутренних вещей, они не всем близки.

– Так что это родство обязывает...

– Скорее, призывает к ответственности даже.

– А в Вашей семье чтут епископа Анастасия? Есть какое-то молитвенное обращение к нему?

– У меня не религиозная семья. Но я считаю, что епископ Анастасий –лучший представитель нашего рода.

– Поскольку мы уже установили преемственность, вдохновение, как вы сказали, некий «зов» вашего предка Вас сюда привел, что именно Вас здесь вдохновляет? Что Вы хотите здесь сотворить как художник?

– Одна из отличительных черт Раифы – это красота места. Но мне всегда хочется найти какой-то внутренний смысл во всем, что приходится делать и с чем сталкиваться. Как в школе учили, по прочтению произведения задавали  вопрос: «Какая главная тема произведения?» Для создания картины мне нужна какая-то внутренняя задача, которую я иногда даже не смогу обозначить, подобрать нужные словами. Но я ее чувствую.

Для фестиваля, находясь здесь, в Раифе, работаю над картиной «Земное странствие». Во многих работах у меня присутствует идущий человек, который катит колесо. Вроде как Сизифов труд, постоянно вертится, вертится... Вот и на фестивале появилась тема, обозначился внутренний смысл моей работы: земное странствие. У меня уже несколько серий посвящено похожему сюжету. А так как над смысловой картиной я так быстро не работаю, пришлось искать компромисс – между моим движумися человеком и задачей фестиваля. У меня месяц обычно уходит на работу. А тут все быстро пришлось решать. Но все сошлось: епископ, Раифский монастырь, фестиваль... Отсюда и название картины: «Земное странствие». Вот такой образ и получился: куда человека заведет жизнь дальше, этого никто же не знает…

– Раифа дает вдохновение...

– Нам всем тут очень нравится. Куратор фестиваля Альфия Ильясова хороший пример подавала. Пример живой интеллектуальной мысли. Надо ведь не просто живописный пейзаж написать, а нужно какой-то внутренний смысл найти. Достаточно редко вообще для арт-симпозиумов. Обычно пишут просто пейзажи какие-то, а тут тема есть определенная, поэтому мы здесь живем. Это действительно для нас хороший опыт.

– В Вашей семье кто-то рисовал?

– Я даже не знаю. А меня вот свыше одарили. Гордость? В принципе, гордость есть у любого творческого человека... С другой стороны, Господь дал и в любой момент Он может забрать. Я это понимаю...

Когда я искала в интернете информацию об епископе Анастасии, на глаза попалась заметка, что в те же годы, к середине XX века, было организовано какое-то общество сохранения  художественых ценностей («Общество возрождения художественной Руси». – Ред.) В этом тоже есть какой-то смысл, есть незримая связь и с епископом, и с созданием творческого союза в те времена, и с моей нынешней профессией... Повторюсь, я не прямой потомок епископа Анастасия, под тенью нахожусь…

– Но что-то во всем этом невидимо присутствует... Провидение Божие.

Ольга Романова, Александр Ассельборн

Теги:
«Раифский Вестник»
арт-фестиваль
издательский отдел
публикации





Новости по теме