Публикации


13.01.2022

Из Раифы в Раифу,
или Путешествие во времени

Сразу надо сказать, что поездка в древний Раифский монастырь на Синай уже совершалась:  в 2004 году диакон Кирилл Назаров и послушник Раифского монастыря Анатолий сами того не ведая, связали две нити истории, соединив два Раифских монастыря во времени. Вот что писал об этом «Раифский Вестник»: «На месте разрушенного Раифского монастыря небольшая часовня, в которой живет один монах-затворник. Там он нашел спокойствие, тишину, уединение и святость... Инок был в большом изумлении, когда узнал о настоящем Раифском монастыре, находящимся в России. Он посмотрел привезенные представительские буклеты о монастыре и пожелал доброго здоровья наместнику и братии нашей обители».

Поведали первые паломникам из казанской Раифы и о том, что до сих пор сохранены и святыни древнего Раифского монастыря — икона «Синайский Спас» и Евангелие, написанное в I веке от Рождества Христова на греческом языке. Святыни эти перенесены в монастырь Святой Екатерины...

С тех пор прошло семнадццать лет. Что увидел наместник Раифского монастыря игумен Гавриил на этот раз? 

– Давно хотелось посетить эту обитель, так как знали об истории древнего Раифского монастыря. Первое впечатление — это, конечно, запустение на святом месте. Это мусульманский регион, очень жесткие меры безопасности после падения самолета, когда был совершен террористический акт, поэтому принимаются большие меры безопасности.Очень развит исламский фундаментализм.

Монастырь находится под охраной полицейских, поэтому первое впечатление — это святыня, находящаяся во враждебном окружении.

  

Древняя Раифа — теперь городок Эль-Тор — лежит в ста милях от монастыря Святой Екатерины под пальмами на песчаном берегу, усыпанном цветными ракушками, между величественной отдаленной панорамой Синайских гор и Суэцким заливом.

В отрогах гор заброшены пещеры отшельников, погибших здесь в ранние века. Раифский монастырь Иоанна Предтечи, выстроенный при императоре Юстиниане, с базиликой, множеством келлий, окруженных крепостной стеной чи башнями, до основания сокрушен в XI веке нашествием мусульман, разрушивших и святыни Иерусалима, и засыпан желтыми песками. Предание связывает эти места с библейским Элимом: «И повел Моисей Израильтян от Чермного моря...» И пришли в Элим; там было двенадцать источников воды и семьдесят финиковых дерев; и расположились там станом при водах.  (Исх. 15:22-27).

В. А. Алфеева. «Паломничество на Синай», 2007

Георгиевский храм внутри. Большинство икон — русского письма, видимо, пожертвованы русскими благотворителями. Сама обитель  восстановлена при активном участии русских, и узнается как стиль письма на иконах, так и элементы архитектуры, то есть все это делалось тогда на захваченной мусульманами земле при покровительстве русских императоров.

– Сам новый монастырь — это преемник древнего монастыря, но уже на новом месте и в совершенно других условиях. 

Монастырское подворье с церковью святого Георгия Раифского. У входа за ограду будка и часовой с автоматом: чем дальше от монастыря, тем более враждебно окружение, а при нищете бедуинов оставить без охраны церковь и дом означало бы сразу все потерять..

В. А. Алфеева. «Паломничество на Синай», 2007
 

– И даже подвиг первых Раифских мучеников, которых мы почитаем, там не очень помнят, и даже иконы Раифских мучеников не было. Так, когда мы хотели ее приобрести, чтобы раздать братиям, то даже вовсе не нашли ее. 

Вообще, надо сказать, что сама египетская церковь разделена на коптскую церковь (это преемники древних египтян, которые приняли Православие) и Александрийский патриархат, он греческий, на территории Египта, а Синайский полуостров — это автономия в составе Иерусалимского патриархата, то есть территориально входит в государство Египет, а в церковной юрисдикции принадлежит Иерусалимскому патриархату, монастырь — греческий. Такое вот интересное подчинение.

Этот новый монастырь возрождался при активном участии русского государства.

Имя строителя и настоятеля долгое время были неизвестны. Пока в 1984 году не случилась удивительная история. На месте Раифской лавры велись работы. И вдруг заглох мотор у экскаватора. Он был мусульманином и страшно испугался, когда обнаружил остатки гроба и совершенно не подвергшееся тлению тело пожилого мужчины в монашеском облачении. Через некоторое время мощи неизвестного святого были помещены в левом приделе храма. Однажды случилось землетрясение. Штукатурка над входом обвалилась и все увидели надпись: «Я – игумен Григорий построил этот храм в 1887 году». Святость того, чьи мощи поместили в монастыре, вскоре получила подтверждение.
 

Много икон русского происхождения, и сами здания возводились при участии русских. А вообще посетителями этого монастыря являются несколько потомков греческих семей, которые переселились при возрождении монастыря, и сейчас являются его сотрудниками. 

В храме нет электричества. Служат при свечах. Алтарник зажигает на хоросе свечи при помощи длинной палки с притороченным к ней горящим огарком. Дело это не простое. 

Место подвига Преподобных Раифских мучеников отмечено удивительными явлениями. По двунадесятым праздникам живущие в тех местах бедуины приходят в монастырь святого Георгия и поздравляют настоятеля архимандрита Арсения с праздником. Но ведь у этих живущих в пустыне людей нет календаря. Откуда им известно про праздник? Оказывается, в дни праздников песок в пустыне начинает двигаться и кружиться.


– Вокруг же полностью мусульманское население, поэтому они просто содержат в чистоте территорию монастыря и в небольшом храме проводят богослужения. О какой-то пользе для духовной жизни говорить не приходится, потому что там всего два монаха, и то на время нашего посещения они, говорят, болели ковидом, и с нами не встретились. 

Всю пользу для монашеской жизни мы, конечно, почерпнули из коптских монастырей. У них монашеская жизнь развита куда больше, в монастыре проживают 100–150 насельников. Возрождение коптского монашества началось на двадцать лет раньше, чем у нас, c 1969 года, и поэтому очень многие моменты можно перенять. Мы с удовольствием слушали многое о монашеской жизни их и потом обсуждали это.

Для меня особенно интересным в жизни коптских монастырей было вживую увидеть три  формы существования монашества, исторически сложившиеся: общежительную, которая больше всего принята у нас в русских монастырях, скитское жительство, как, например, у нас, в монастыре преподобного Макария. 

Мы видели скит, где живет на некотором удалении часть братии, и отшельническая жизнь, которая у нас в России вряд ли есть, я, по крайней мере, не знаю положительных примеров. А там это устроено и поставлено на постоянную основу, есть даже такие отшельнические кельи, в которых десятилетиями живут отшельники, поддерживая связь с основным монастырем. Вот это очень было интересно увидеть — устройство, организацию и функционирование этих трех форм монашеской жизни.

Древняя русская икона мучеников Раифских очень интересного письма. Наверное, мы себе такую же напишем. Слева — мученики Раифские во главе с игуменом Иоанном Раифским, справа — мученики Синайские во главе с Иоанном Лествичником, игуменом Синайским.


Кстати, Раифская лавра знаменита тем, что по просьбе ее настоятеля Иоанн Синайский для назидания монахов написал «Лествицу», за что был прозван Лествичником. Полное название этого знаменитого труда – «Лествица Божественного восхождения».

Да, еще интересен вопрос о мощах древних мучеников Раифских. Как таковых их там нет. Видимо, частицы мощей разошлись по всему православному миру, и я точно знаю, что они были на Афоне, и, видимо, частичка мощей, которая имеется у нас в монастыре в иконе древних мучеников Раифских, скорее всего, c Афона. 

Записала Ольга Романова

Теги:
публикации
издательский отдел
игумен Гавриил





Новости по теме