Публикации
Церковь и война
Отношение Церкви к войне
Сегодня, когда проходит спецоперация России по освобождению исторической Юго-Западной Руси от украинского нацизма, весьма актуальным является вопрос об отношении Церкви к войне вообще.
Проблема эта обсуждалась и древними авторами, и современными богословами. Необходимо подробно разъяснить эту позицию, опираясь и на Священное Писание, и на примеры из истории нашей Церкви и Отечества. Война в любом случае трагедия и в убийстве нет ничего хорошего. Причина войны, как и зла в человеке вообще, — греховное злоупотребление богоданной свободой, «ибо из сердца исходят злые помыслы: убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф. 15. 19). Признавая войну злом, Церковь все же не воспрещает своим чадам участвовать в боевых действиях, если речь идет о защите ближних и восстановлении попранной справедливости. Тогда война считается хотя и нежелательным, но вынужденным средством.
Ещё в Ветхом Завете отношение к войне определяется рядом условий. Библия свидетельствует, что Бог не запрещает войну. Бог дал Моисею не только заповедь «Не убий», но и наставление о том, как вести войну, чтобы победить врагов (См.: Исх. 21, 22). Более того, нередко Бог Сам приказывал израильтянам начинать войны против других народов, которые Его прогневали своим нечестием (см.: 1 Цар. 15: 3; Нав. 4: 13), и Бог же назначал смертельное наказание за многие преступления (см.: Исх. 21: 12, 15; Лев. 20: 11 и др.).
Стоит заметить, что именно война по Промыслу Божию становится средством получения Земли Обетованной еврейским народом. Возможность мирного сосуществования с исповедующими идолопоклонство и развращенными народами представляла для иудеев как «богоизбранного народа» большую опасность. Поэтому такие войны и называются в Священном Писании «войнами Господа» (см.: 1 Цар. 17: 47; 2 Пар. 20: 15). Логика здесь понятна: с этой точки зрения, войны представляли собой намного меньшее нравственное зло, чем совращение в идолопоклонство.
В Библии также затрагивается важный вопрос о причинах войн и прежде всего – войн против иудеев. В качестве главной причины таких войн Священное Писание во многих местах называет тяжкие прегрешения евреев против Бога и нарушение верности Ему. Война является возмездием народу за всенародные грехи, наиболее же – за грех отступничества.
Отношение к войне в Новом Завете тоже далеко не однозначное. В Евангелии от Луки, например, говорится о сотнике, который просил Господа исцелить своего слугу и который удостоился высочайшей похвалы от Спасителя: «Сказываю вам, что и в Израиле не нашёл Я такой веры» (Лк. 7: 9). Другой пример уважительного отношения к воину мы находим в Деяниях апостолов: «Муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским, благочестивый и боящийся Бога... он в видении ясно видел около девятого часа дня Ангела Божия» (Деян. 10: 1–3).
Обращает внимание тот факт, что ни первому, ни второму сотникам ни Господь, ни апостолы не сказали ни слова в осуждение их воинской службы и не заповедали оставить её.
Точно так же и воины, которые приходили к святому Иоанну Крестителю и спрашивали: «Что нам делать?», – в ответ слышали не повеление о дезертирстве, а призыв воздерживаться от греха во время своей службы: «Никого не обижайте, не клевещите и довольствуйтесь своим жалованьем» (Лк. 3: 14).
Апостол Павел в своих посланиях хвалил за воинские подвиги: «И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках, которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования... были крепки на войне, прогоняли полки чужих» (Евр. 11: 32–34).
Преподобный Ефрем Сирин комментирует это так: «В глазах апостола военные подвиги – не греховные и Богу неугодные действия, а, напротив, дела веры, на совершение которых Господь Сам давал силу людям, уповавшим на Него и посвящавшим имени Его свои победы». Итак, в Новом Завете нигде нет порицания воинскому званию, что непременно было бы, если бы воинская служба противоречила нравственному достоинству христианина. А «общепризнанное апостольское правило – каждый оставайся в том звании, в котором призван (1 Кор. 7: 20) – давало возможность находиться в римских войсках и солдатам-христианам».
Позиция протоиерея Валентина Свенцицкого (1881–1931) о допустимости войны
Протоиерей Валентин Свенцицкий высказал это мнение в статье «Война и Церковь» (1919). Работа эта была написана в тяжелейшие годы Гражданской войны в России и не потеряла своей актуальности.
Отец Валентин признавал, что война бывает добром или злом – в зависимости от преследуемых целей. Иногда благословить её «есть прямой долг Церкви». Для христианина нравственно обязательна лишь война, защищающая святое дело, когда, выбирая между двумя неизбежными убийствами, он по совести может сказать: «Я поднимаю меч на насильника, чтобы меч его не опустился на неповинную жертву».
Три главных тезиса о. Валентина Свенцицкого, высказанных в этой работе:
1. Не всякая война грех, а лишь та война, которая преследует злую цель, ибо моральное значение войны определяется тем, во имя чего стремятся к победе;
2. Иногда война может быть неизбежным и единственно возможным проявлением деятельной̆ любви;
3. Бывает так, что приходится из двух зол выбирать меньшее. И тогда христианин, идущий на войну, как бы говорит: «Если это неизбежно, пусть лучше убит будет преступник, а невинный̆ останется жив».
А отказывающийся от войны человек выбирает другое: «Пусть будет убит невинный, а преступник живёт».
Справедливость военных действий России
Для того чтобы правильно определиться с позицией̆ Церкви по поводу этих событий, надо ответить на главный вопрос: права ли Россия, проводя спецоперацию? Наш ответ: «Безусловно, права!». Все мирные средства разрешения конфликта, включая Минские соглашения, действительно были исчерпаны. С другой стороны, агрессия Украины против жителей Донбасса становилась всё более очевидной. Готовилось масштабное вторжение в расположенные там народные республики. Украина заявила о готовности создать ядерное оружие. США создали здесь сеть биологических лабораторий, в которых велась работа над бактериологическим оружием. Активно строились западные военные базы (в частности, база в Очакове). Требование России к США не втягивать Украину в НАТО и дать гарантии, что там не будет размещено ракетное оружие передового базирования, игнорировались.
С нашей стороны эти военные действия являются справедливыми, поскольку они действительно освободительные. В ходе данной спецоперации осуществляется защита наших соотечественников от геноцида и украинского фашизма. Это война не только и не столько с Украиной, но прежде всего с коллективным Западом, который привёл к власти нынешний режим, поддерживал и вооружал его – эта война против диктата глобалистов и стремления их разрушить Россию и весь Русский мир.
Метафизика СВО
Патриарх Кирилл в своей проповеди на Прощённое воскресенье 6 марта 2022 года впервые назвал происходящее на Украине метафизической войной. Он подчеркнул, что «мы вступили в борьбу, которая имеет не физическое, а метафизическое значение». И отметил, что «прощение без справедливости – есть капитуляция и слабость». «Поэтому прощение должно сопровождаться непременным сохранением за собой права стоять на стороне света, на стороне Божьей правды», – сказал Патриарх.
В той же проповеди Патриарх выразил свою поддержку Донбассу. Он, в частности, сказал: «Сегодня наши братья на Донбассе, православные люди, несомненно, страдают, и мы не можем не быть с ними – в первую очередь в молитве. Нужно молиться, чтобы Господь помог им сохранить веру Православную, не поддаться искушениям и соблазнам. Одновременно мы должны молиться о том, чтобы как можно быстрее наступил мир, чтобы перестала литься кровь наших братьев и сестёр, чтобы Господь преклонил милость Свою к многострадальной Донбасской земле, восемь лет несущей на себе эту скорбную печать, порождаемую человеческим грехом и ненавистью».
Сегодня слово «независимость» часто прилагается почти ко всем странам мира. Но это неправильно, потому что большинство стран мира находятся сейчас под колоссальным влиянием одной силы, которая сегодня, к сожалению, противостоит силе нашего народа. И поелику это так, поелику там большая сила, то и мы должны быть очень сильными. Когда я говорю «мы», я имею в виду, в первую очередь, Вооружённые силы России, но не только – весь наш народ сегодня должен проснуться, встрепенуться, понять, что наступило время особенное, от которого может зависеть историческая судьба нашего народа.
Время высочайшей ответственности власти и общества
Таким образом, нынешние военные действия на Украине – это проявление глубинного конфликта России и Запада. Именно Запад во главе с США несёт главную ответственность за развязывание этой войны. Современный неолиберальный фашизм, у которого, к сожалению, есть и последователи в нашей стране, делает всё возможное, чтобы уничтожить Русское Православие и Русскую цивилизацию вообще. Нацистская и русофобская Украина лишь оружие в его руках. Многомиллиардные поставки оружия на Украину, политическая, экономическая, дипломатическая и информационная поддержка укрофашисткого режима, принятие всеобъемлющих санкций Запада против России – свидетельство прямой вовлечённости НАТО и всех стран сателлитов США в этот конфликт. Используются все средства, чтобы сломить Россию. Если они поймут, что нас санкциями не одолеть, то подготовят «похабный мир» – соглашение, которое сведёт на нет все достижения армии России.
Сегодня «Нет войне!» в нашей стране кричат не сторонники мира, а сторонники поражения России. Партия «Нет войне» – это партия национал-предателей и трусов. Это те, кто не хочет думать о своих русских братьях, которых либо убивают физически, либо убивают духовно, запрещая быть русскими, запрещая чтить героев Великой̆ Отечественной̆ Войны, превращая в зомбированных русофобов. Противники спецоперации сегодня это те, кто вольно или невольно выступает за то, чтобы нынешний укронацистский режим по-прежнему использовался для антирусской и антироссийской деятельности. Это «вещелюбы» – потребители, которых не заботит судьба жителей Донбасса, но которые боятся остаться без нового айфона или иметь проблемы с отдыхом за границей. И ещё это те разного рода «низкопоклонники-грантоеды», кто давно поставлен на службу «золотому миллиарду» и его антирусской политике и продал своё первородство за американскую чечевичную похлёбку.
Справедливость действий России по защите Донбасса, по проведению денацификации и демилитаризации Украины вызывает поддержку абсолютного большин- ства наших сограждан. Высокой оценки заслуживает и позиция Русской Православ- ной Церкви по поддержке Русского воинства в его защите нашего Отчества и всего Русского мира, обеспечения мира и безопасности на южных рубежах нашей Роди- ны. Следует отнестись с глубоким уважением и к тем священникам, кто отправил- ся в войска и сегодня на передовой духовно окормляет наших героических солдат и офицеров. И конечно, к тем мирянам, кто стал добровольцем в составе воинских контингентов России, ДНР, ЛНР, кто оказывает всестороннюю помощь нашим воинам на Донбассе и в освобождённых районах Новороссии.
Мы молимся Богу о даровании Победы. Важно лишь, чтобы те, кто принимает судьбоносные для страны решения, не допустили отступления от заявленных целей спецоперации, не поддались западному давлению для заключения какого-нибудь «похабного мира», который неизбежно будет лишь предтечей новой войны. Сегодня речь идёт о будущем России, Русского мира, Русского Православия, и нынешние вызовы требуют от всех нас – и от власти, и от общества, и от Церкви – высочайшей̆ ответственности.
Русские святые на защите Отечества
Продолжая разговор о допустимости войны, обратимся к истории нашего Отечества и Русской Православной Церкви.
Православие во все времена относилось с глубочайшим почтением к воинам, которые ценой собственной жизни сохраняли жизнь и безопасность ближних. Многих воинов Святая Церковь причислила к лику святых, учитывая их христианские добродетели и относя к ним слова Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15. 13). Обращает на себя внимание, что наша Церковь веками прославляет святых воинов – верных защитников родной земли. Назовём некоторые святые для нас имена (приводимый список, конечно, неполный): преподобные Илия Муромец, Александр Пересвет, Андрей Ослябя, благоверные князья Александр Невский, Димитрий Донской, Довмонт Псковский, праведные Феодор Ушаков, Иоанн Русский. Мы признаём их ратные деяния абсолютно справедливыми и поддерживаем их как необходимую защиту от зла.
Преподобный Сергий Радонежский, игумен земли Русской, благословил князя Димитрия Донского на Куликовскую битву, явив тем самым образец высочайшего патриотизма.
Великое мужество в борьбе с польскими интервентами проявил священномученик Патриарх Московский и всея Руси Ермоген (1530 – 1612). Из заточения он обращался с посланиями к Русскому народу, благословляя освободительную войну против иностранных завоевателей.
Невозможно предать забвению и подвиг защитников Троице-Сергиева монастыря в 1608 – 1610 годах. Тогда около полутора тысяч стрельцов, дворян, крестьян, монахов защищали Троице-Сергиевский монастырь от 15-тысячной армии Лжедмитрия II. Этот монастырь выдержал пятнадцатимесячную осаду интервентов, став одним из оплотов народного ополчения под руководством К. Минина и Д. Пожарского. Тамошние архимандрит Дионисий и келарь Авраамий Палицын помогали ополченцам крупными пожертвованиями, поддерживали дух войска. Из монастыря за подписью архимандрита Дионисия по всей Руси расходились обличительные гра- моты, взывавшие к уму и сердцу народа в суровую для Родины годину.
Мы помним и оборону Соловков 1854 года, когда русские монахи и инвалиды воевали против британской эскадры. Беломорская кампания – эпизод Крымской войны, боевые действия англо-французской военно-морской экспедиции в течение двух навигаций 1854–1855 годов, проходившие в акватории Белого и Баренцева морей. Монахи во главе с игуменом монастыря о. Александром и небольшое количество солдат достойно отразили все атаки врага.
Духовное перерождение человека на войне
Одним из явных признаков, по которому можно судить о праведности или несправедливости воюющих, являются методы ведения войны, а также отношение к пленным и мирному населению противника, особенно детям, женщинам, старикам. Даже защищаясь от нападения, можно одновременно творить всяческое зло и в силу этого по своему духовному и моральному состоянию оказаться не выше захватчика. Война должна вестись с гневом праведным, но не со злобою, алчностью, похотью (1 Ин. 2. 16) и прочими порождениями ада.
В иконографии святого Георгия Победоносца черный змий попирается копытами коня, который всегда изображается ярко-белым. Этим наглядно показывается: зло и борьба с ним должны быть абсолютно разделены, ибо, борясь с грехом, важно не приобщиться к нему. Во всех жизненных ситуациях, связанных с необходимостью применения силы, сердце человека не должно оказываться во власти недобрых чувств, роднящих его с нечистыми духами и уподобляющих им. Лишь победа над злом в своей душе открывает человеку возможность справедливого применения силы. Такой взгляд, утверждая в отношениях между людьми главенство любви, решительно отвергает идею непротивления злу силою. Нравственный христианский закон осуждает не борьбу со злом, не применение силы по отношению к его носителю и даже не лишение жизни в качестве последней меры, но злобу сердца человеческого, желание унижения и погибели кому бы то ни было.
В связи с этим Церковь имеет особое попечение о воинстве, воспитывая его в духе верности высоким нравственным идеалам.
Про войну я ещё хотел сказать, что это отличный шанс переосмыслить свою жизнь и свои духовные ценности. Особенно этот опыт укрепляется, когда ты переживаешь опыт личного умирания, в этот момент ты окончательно определяешься, верующий ты или неверующий, уповающий на Бога до конца, или уповающий только в те моменты, когда всё хорошо или «терпимо плохо». И я благодарен Богу за пережитый опыт».
Поддержка армии и воинов
Церковь непрестанно молится о христолюбивом воинстве своей страны, своего государства, о спасении плененных, об упокоении погибших воинов.
Помимо молитв, Церковь также всегда оказывала помощь в виде духовно-нравственного воспитания воинства. Ещё одним способом поддержки армии были полковые священники, которые с древности сопровождали в походах христианские войска.
Указанные выше христианские принципы были взяты в основу для многих русских воинских руководств. Например, так учит Суворов в «Науке побеждать»: «Враг прикладывает фитиль на картечь, бросься на картечь: летит сверх головы, пушки твои, люди твои! Просящего в бою пощады – помилуй, кто мститель – тот разбойник, а разбойникам Бог не помощник! Они такие ж люди: грех напрасно убить: обывателя не обижай, он нас кормит и поит; солдат – не разбойник. Товарищ товарища обороняй! Работать быстро, храбро, по-русски! В дома не забегать; неприятеля, просящего пощады, щадить; безоружных не убивать; с бабами не воевать; малолетков не трогать. Умирай за дом Пресвятой Богородицы: Церковь Бога молит! Кого из нас убьют, – Царство Небесное! Живым – слава, слава, слава!»
Александр Васильевич Суворов говорил, что «не руки, не ноги, не бренное человеческое тело одерживают на войне победу, а бессмертная душа, которая правит и руками, и ногами, и оружием – и если душа воина велика и могуча, не предается страху, то и победа несомненна, а потому нужно воспитывать и закаливать сердце воина так, чтобы оно не боялось никакой опасности и всегда было неустрашимо и бестрепетно!» А об источнике мужества говорил так: «Один десятерых своей силой не одолеешь, помощь Божия нужна!», «Молись Богу, от Него победа!», «Все начинайте с благословения Божия».
Также и адмирал Ф.Ф. Ушаков так напутствовал своих моряков: «Идя в бой, читайте 26, 50 и 90 псалмы, и вас не возьмет ни пуля, ни сабля!» Слова Спасителя: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13) легли в основу солдатской заповеди, сформулированной военным теоретиком второй половины XIX века генералом М. И. Драгомировым: «Не думай о себе, думай о товарищах: товарищи о тебе подумают. Сам погибай, а товарища выручай».
Пять священников Русской Православной Церкви убиты на переднем крае. Хотя им почти сразу после начала СВО законодательно была предоставлена отсрочка от мобилизации: они по канону не могут брать в руки оружие. Но они едут в зону военного конфликта, духовно помогая тем, кто воюет, привозя помощь (продукты, обмундирование и многое другое), утешая, исповедуя, причащая, иногда перетаскивая и перевязывая раненых. А иногда они поднимаются вместе с солдатами в атаку. Без оружия. С крестом. Мы знаем, что идти в атаку впереди наступающих – еще дореволюционная практика русского священства – конечно, редкая, потому что героическая. Именно поэтому одному из убитых во время спецоперации священников (за которым как раз прицельно охотились с другой стороны), «батюшке спецназа», отцу Михаилу Васильеву недаром присвоено звание Героя России.
Но под прицелом сегодня находятся не только священники на переднем крае. Под него попадает и сама Православная Церковь. Под особенно жестоким огнем оказалась каноническая Украинская Православная Церковь. Она подвергается беспрецедентным преследованиям со стороны государственной власти. Поэтому когда от Церкви ждут кому-то политически угодного «нет войне», ее иерархи со скорбью и здравомыслием отвечают, что Господь предупреждал нас в Евангелии, что войны будут сопровождать нас до конца времен как следствие греховности мира. И столь же трезво Церковь предупреждает, что не желающая замечать этого публика, вытеснившая из своего сознания, например, страдания людей от обстрелов на Донбассе начиная с 2014 года, уже не сможет больше спрятаться от реальностей войны.
Церковная реакция на войну сформировалась в веках и остается неизменной, подчеркивает Патриарх. Церковь отвечает на нее молитвой, которая сегодня возносится в православных храмах нашей страны, объединяя миллионы людей. К этой молитве Церковь добавляет (так как вера без дел мертва) еще и доброделание своих прихожан и волонтеров, так как помощь беженцам и всем пострадавшим в ходе военного конфликта стала ее особой заботой.
Также важна для Церкви прямая помощь раненым воинам и всем, кто несет очень тяжелый фронтовой труд. Тем более, что среди российских воинов много православных людей.
Здесь логика проста. Родина требует защищать себя, и задача воина «честно и самоотверженно выполнить свой долг, сохраняя душевное благородство и достоинство», считает Патриарх Кирилл. Но при этом он подчеркивает, что «борьба с врагом для христианина не должна превращаться в ненависть к отдельному человеку, которая сопровождается невероятной жестокостью, как мы это знаем по случаям обращения с нашими пленными по ту сторону ведения боевых действий».
Всем людям доброй воли нужен справедливый и прочный мир. Но сформировавшийся на Западе ценностный политический мейнстрим приводит к тому, что традиционные нормы христианской нравственности, особенно касающейся брака и семьи, подвергаются целенаправленной маргинализации, – напомнил Патриарх. – Мы не можем согласиться и смириться с надругательством над нашим духовным наследием и позволить вернуться во времена, когда под лозунгами прогресса из жизни людей удалялась вера и их национальная и культурная идентичность.
Итак, в христианской традиции для христианина есть вещи более важные, чем его личная, земная человеческая жизнь. Это жизнь и благо ближнего – своей семьи, своей общины, своего народа, вообще всякого человека, который терпит бедствие и страдание. Это вера – ибо лучше умереть, чем утратить ее. Это святыни – ибо ни при каких условиях христианин не должен обрекать их на поругание. Антропоцентрическая политико-правовая система, защищающая только земные интересы человека и общества, вряд ли когда-нибудь будет полностью одобрена христианством именно потому, что в ней ценности веры и Отечества, за которые способен умереть христианин, ставятся много ниже ценности выживания человека в этом мире, «ценностей» комфорта, достатка, здоровья, успеха. Христианство требует не жертв, но Жертвы – жертвы собой. Эта жертва не обязательно должна совершаться на поле брани – ею может быть и каждодневная мирная самоотдача. Но Христос, как мы уже вспоминали выше, говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13).
И все-таки война – это всегда зло. Даже праведное убийство оскверняет человеческую душу. Не всякий мир оправдан и свят, но мир, позволяющий человеку сохранить веру и нравственно достойную жизнь, лучше войны. Более того: даже если война происходит, человеку, участвующему в ней, нужно хранить себя от злобы и неоправданного насилия. В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви читаем: «Одним из явных признаков, по которым можно судить о праведности или несправедливости воюющих, являются методы ведения войны, а также отношение к пленным и мирному населению противника, особенно – детям, женщинам, старикам. Война должна вестись с гневом праведным, но не со злобою, алчностью, похотью и прочими порождениями ада. Борясь с грехом, важно не приобщиться к нему». В том же документе говорится, что Церковь не может сотрудничать с государством в ведении гражданской войны или агрессивной внешней войны.
Итак, традиция христианского реализма смотрит на войны как на неизбежное зло и вдумчиво разделяет их на справедливые и несправедливые. Такой подход объединяет православных, католиков и большинство протестантов. Бескомпромиссный пацифизм свойствен лишь некоторым протестантским движениям, например «Свидетелям Иеговы» и квакерам. Конечно, эти люди имеют право на свои взгляды, равно как и на альтернативную службу. Однако не становится ли для них вольная интерпретация Библии «оправданием» эгоистического отказа от своего гражданского и человеческого долга?
Радикальный пацифизм противоречит не только многовековой христианской традиции, но и элементарной человеческой логике. Вряд ли кто-то из последовательных противников насилия захочет жить в государстве, где нет ни армии, ни полиции.
Христианство проповедует любовь к Богу и человеку. Господь Бог послал Своего Сына Единородного, чтобы спасти мир. И пришел Он как агнец, и будучи Богом претерпел смерть как простой человек. И эта Жертва стала спасением для всего мира. Но многим, утратившим истинное понимание христианства, казалось и кажется, что Христос пришел изменить мир, нарушить его законы, совершить некую революцию. Но Христос пришел не для того, чтобы ниспровергать властителей (пусть даже самых беззаконных и жестоких), не пришел Он и нарушить законы мира (пусть даже падшего). Он победил мир, но победил Своею Смертью, открыв нам путь спасения, победил не путем борьбы или разрушения.
Возможно, человек, поднявший меч для защиты правды, и погибнет физически, но он не может его не поднять, дабы не стать преступником, на совести которого смерти слабых и беззащитных. «Если возможно, мир имейте со всеми людьми» (Рим. 12, 18) – апостол учит нас добиваться мира, но если он только возможен, если он не в ущерб другим, не в ущерб истине и благочестию. Пророк Иеремия так говорит о фальшивом «мире»: «Ненавистен Богу тот мир, когда от малого до большого каждый предан корысти, а от пророка до священника все действуют лживо; врачуются раны народа Моего легкомысленно, говоря: «мир! мир!» А мира нет». (Иер. 6, 13, 14)
Как видим, Церковь обоснованно считает войну неизбежным в этом мире злом, которое часто спасает нас от еще большего зла. Так и на войне православный христиан поднимает меч, чтобы спасти не себя самого, а свой народ, свою веру или просто постоять за правду. И без этого меча не смогла бы существовать Церковь земная, потому что члены ее погибли бы от рук врагов Православия. Но в воинском деле православные люди уповают не столько на собственную силу, сколько на помощь Божию в справедливой борьбе, и на первый план выходит жертвенность воина. Таким образом, ненависть – спутник каждой брани, – должна уступить место любви к близким, к своему народу, к Православной вере. Поэтому все воины должны внушить себе, что на военной службе и тем более в военное время необходимо соблюдать заповеди и стремиться к святости даже более, чем на гражданской службе и в мирное время.
Иной подход к войне, как к бессмысленной бойне, за участие в которой платят неплохие деньги, приводит к идеям пораженчества. В годы Первой мировой войны в нашей стране эти идеи были распространяемы врагами нашего Отечества, которые под маской гуманизма думали только об одном: свержении существующего строя в России. Не японский и не германский штык был опасен для солдата – сильнее и опаснее всего ранила его гнусная газетная кампания в тылу, которая утверждала, что бедный солдат вовсе не защищает свою Родину, а проливает свою кровь ради наживы отдельных лиц. Это колебание в духе и ковало победу врагам нашего православного отечества. И если в чем можно было упрекнуть правящую династию, так в известном либерализме в отношении к СМИ.
Церковь не считает войну самым большим злом в мире, как это делают пацифисты и некоторые сектанты.
Неся людям Благую Весть примирения (Рим. 10. 15), но находясь в «мире сем», который пребывает во зле (1 Ин. 5. 19) и исполнен насилия, христиане невольно сталкиваются с жизненной необходимостью участвовать в различных бранях. Признавая войну злом, Церковь все же не воспрещает своим чадам участвовать в боевых действиях, если речь идет о защите ближних и восстановлении попранной справедливости. Тогда война считается хотя и нежелательным, но вынужденным средством.
Русский воин идет в бой за праведное дело, он защищает свой народ и свою семью, зная, что если не остановить надвигающуюся угрозу, то рано или поздно она придет в нашу страну и в наши семьи. И если мы хотим, чтобы в нынешнее непростое время Бог действительно был с нами (и с солдатами, и с мирными жителями), нам необходимо, прежде всего, оставаться христианами и, как завещал генералиссимус Александр Суворов, беспощадно разить врага на поле брани, но поражать его христовым милосердием, когда он обезоружен.
Игумен Гавриил (Рожнов) по материалам портала cyberleninka.ru