Публикации


24.07.2024

Что значит «Найти себя»?

Каждый человек – неповторимое явление, в этом отражены премудрость, благость и красота Творца. Некоторые считают, что в процессе духовной жизни нужно отказаться от себя как личности, стереть свою индивидуальность, растворить себя в каком-то общем безличностном потоке. Это, как нам кажется, глубокое заблуждение.

Человек должен освободиться не от себя, а от чуждого в себе, сохранив свою личность и индивидуальность как дар Божий. Говорят, что однажды у великого Микеланджело спросили, как ему удается создавать такие восхитительные скульптуры. Он ответил: «Я беру глыбу мрамора и отсекаю всё лишнее».

Человек должен найти себя среди чуждого, агрессивно вторгшегося в него, обступившего его духовно-телесную природу со всех сторон. А чуждое – это грех, страсти и падший мир. Но в процессе духовной жизни часто встречается именно такая трагическая ошибка: чтобы освободиться от чуждого и наносного, человек неумело стирает в себе не столько пятна греха и страстей, сколько свое «я», изувечивает богозданное лицо своей души. Это очень похоже на то, как если бы реставратор, вместо того, чтобы очистить икону от слоев копоти и грязи, вдруг загрунтовал ее и написал на той же доске другую икону, да при этом еще и бесталанно и вульгарно.

Пожалуй, есть две опасности на духовном пути, когда человек ломает себя, свою жизнь, как певец, который поет чужим голосом – это принуждение (насилие) и подражание. Человек может начать подражать примерам из фильмов, книг, встречающимся ему людям, какому-то абстрактному образу, созданному им в своем распаленном воображении и мечтах, забывая при том, что этот пример – все же жизнь другого человека, отражение другой личности и другой индивидуальности. Мы всегда остаемся собой, другой личностью мы не станем никогда, но свое «я» мы можем стереть и загрунтовать, тем самым потерять свой путь в запутанном лабиринте жизни. Как говорила поэтесса Марина Цветаева: «Нет на земле второго Вас». Нам важно найти свое, поэтому человек, конечно, учитывая опыт и пример других, должен не отождествлять себя с ними, а исходить из самого себя, верно отличать: что наше, а что чужое; что присуще нашей душе, а что наносное. Человек должен решить важную задачу: в сложной и богатой драматургии жизни отыскать свой, а не чужой сценарий жизни. Когда мы говорим, что человек не должен терять свою личность, то под «личностью» мы здесь понимаем не то, что чаще всего имеет ввиду секулярный мир, то есть — продукт среды и культуры, какой-то сгусток тщеславия и гордыни. Но под личностью мы понимаем свою внутреннюю уникальность человека – такую же, как и узор на пальцах или тембр человеческого голоса. Думается, что если это неповторимое в себе не будет найдено в духовной жизни, то человек неизбежно будет фальшивить, играть и подделываться под кого-то – под героев фильмов и прочитанных книг, под окружающих людей или под свою собственную мечту. Но в то же время здесь очень важно ни в коем случае и не отождествлять себя со своими страстями, зависимостями, комплексами, со своей гордыней, со своим ветхим и падшим состоянием, так же, как не отождествляет себя больной со своей болезнью.

Иными словами, человек находит себя, как бы выкапывая и извлекая себя из земли своих страстей, как золотоискатель добывает золото из песка. Здесь может возникнуть вопрос: как же отличить голос страстей от своего родного внутреннего голоса? Святые Отцы учат, что на голос греха сердце отзывается каким-то тревожным чувством и беспокойством, какой-то внутренней неудовлетворенностью и болью. Грех как бы сжимает человеческое сердце, делает его маленьким, узким и серым. 

Следование же своему пути приносит человеку чувство мира, а при действии благодати Божией, когда снимаются все внутренние противоречия, – великий покой и внутреннюю свободу, как будто у него расширяется сердце. И еще появляется чувство радости. Чужой путь редко дает радость. Духовная радость может присутствовать и при глубоком покаянии человека. Здесь не эмоциональная земная радость, а мир сердца, озаренный теплым светом. Когда благодать в душе говорит: «Это мое», – там нет сомнений; а когда вместо духа страсть говорит: «Это мое», то сомнения и смущения возникают в сердце, колеблют и тревожат его. 

Итак, первая, как нам думается, опасность – это внешнее подражание примерам, в котором всегда присутствует какая-то фальшь и артистическая игра. Даже если эта игра будет сопряжена с великими трудами, то такой подвиг окажется для души все равно внешним. Не своим, но чужим. Вторая опасность – это насилие: насилие этого падшего мира, с его мировоззренческими и этическими штампами и стереотипами, с его общественными вкусами, модой и предпочтениями. Человек во многом обуславливается тем культурным контекстом, в котором он растет и зреет. Этот страстный мир, оторванный от Правды Божией, иногда тонко, иногда грубо, навязывает человеку свои представления о том, каким он должен быть, чтобы быть удачно вписанным в социальный ландшафт. Мир по своим меняющимся во времени и пространстве лекалам настойчиво лепит из человека какую-то безжизненную статую, и чаще всего — небрежную и уродливую.

Нередко человек на своем жизненном пути встречает и насилие со стороны своих самых близких людей, которые в силу отсутствия духовной чуткости и мудрости, желают, чтобы он был подобен им. Вообще в психологии это уже давно известно — так родители, давшие жизнь детям, нередко на уровне подсознания хотят жить в своих детях, поэтому насилуют личность своего ребенка, который является не слепком со своих родителей, а иным, уникальным существом. Против всех этих форм насилия человеку нужны глубокая и живая вера, внутреннее мужество и смирение.

Господь дал каждому человеку какой-то талант. Это очень меткое слово: талант – это мера золота. Бог, как Родитель, дал каждому из людей в наследство особые способности и какое-то уникальное призвание. Необходимо только найти их, не обмануться, не променять присущее своей душе на нечто чужое, что будет для человека всегда чем-то внешним и безжизненным. Перефразируя Гете, скажем, что важно ненароком не воспринять следы гусиных лап на грязном берегу болота за отражение звездного неба. Человек не должен заменять себя другим. Евангелие – это Личность Самого Христа Спасителя: оно божественно и в то же время глубоко человечно. Поэтому каждый человек найдет в нем самого себя. Евангельские заповеди дают широту и свободу внутренней жизни. Христос предостерегал Своих учеников, чтобы они не заменяли заповеди внешним регламентом, формулами жизни, когда личность и индивидуальность не ориентируются на идеал Евангелия, а подавляются какими-то формальными законами. 

Христос открыл нам безграничные внутренние просторы свободы, как бы новые сменяющие друг друга горизонты при восхождении ввысь. Это возможность жить в соответствии с образом и подобием Божиим, дарованным человеку. Это возможность при помощи благодати Божией сбыться, свершиться, избавиться от рабства греха и мира, возвратиться к себе, а от себя к Богу. Подобно статуе Пигмалиона, превратиться из слепка генов, среды и культуры в живую богоподобную личность.

Иеродиакон Кронид (Полежаев)

Теги:
Духовная жизнь
иеродиакон Кронид Полежаев





Новости по теме