Публикации


18.10.2024

О смысле аскезы

О том, что такое аскеза, на популярных интернет-сайтах можно встретить два основных довольно искаженных представления.

Первое из них описывает ее как непомерное умерщвление плоти. Второе — как некое самоограничение ради достижения определенной цели или даже исполнения желаний. Что такое аскеза в христианском понимании, для чего она нужна, и можно ли без нее обойтись, читайте в нашей статье.

Слова «аскетизм», «аскеза», «аскетика» проделали долгий путь из античности в наши дни. Греческое слово «аскео» означало обработку грубого материала или же упражнения, способствующие развитию душевных или телесных сил. В христианстве аскетика — это поэтапное преображение личности, возводящее, словно по лестнице, человека к Богу. Сами по себе аскетические подвиги, такие как пост, труд, молчание, уединение и т.д., не имеют ценности, так как они должны быть основаны на всепоглощающем стремлении к единению с Богом и духовно-нравственному совершенству. Только так такие подвиги могут принести пользу душе.

Можно сказать, что аскетика — это искусство борьбы со страстями. Однако, одной борьбы со страстями не достаточно. Нужно ещё суметь, по словам преподобного Исаака Сирина, в опыте изумления подняться выше страстей, иначе ты никогда не выйдешь из борьбы с ними и не достигнешь мира. «Уклонись от зла и сотвори благо, взыщи мира и пожени и,» — поется на каждой Литургии (Пс. 33:15-16). Таким образом, аскеза — это волевое усилие, направленное на приобретение добродетелей через соблюдение заповедей, согласованное с волей Божьей. Можно сказать, что христианская аскетика основана на принципе синергии воли человеческой и воли Божественной.

Было бы фарисейски-неверно ограничить аскезу тем, что можно и нельзя. Учение о христианской аскетике не сводится к системе запретов и допущений. Напротив, оно многогранно и пронизано любовью к Богу и человеку, потому что аскеза является, как уже говорилось выше, своеобразной лестницей для последнего на пути к единению с Богом. Можно сделать вывод о том, что целью аскезы для христианина не может быть ни чего, кроме этого стремления. Достижение других целей с помощью аскезы, а тем более — исполнения желаний, не совместимо с христианским мировоззрением и нередко является признаком магического мышления.

Целью аскезы не является и достижение равнодушия ко всему внешнему. Так часто ошибочно понимается бесстрастие, к которому стремятся православные аскеты. Многим кажется, что именно страстность делает человека человеком, однако, людьми нас делает только любовь. Любовь не как страстное чувство, а как бесстрастное делание. Мы соглашаемся с тем, что любовь — это действие по отношению к другим людям, но почему-то забываем об этом, когда речь идёт о Боге. Христианин прибегает к аскезе, потому что любит Бога, и поэтому желает быть равнодушным лишь ко грехам и страстям, которые отделяют его от Творца. Человек отказывается быть рабом страстей.

В чем же, спросит кто-то, выражается любовь к человеку, если он себя мучает постом, трудами, ночными бдениями, и т.д., умерщвляя свою плоть, усложняя всем этим себе жизнь? Не всякое страдание возвышает человека — это верно. Мы уже выяснили, что христианская аскетика — это не просто выход из зоны комфорта, это вступление на путь Богоуподобления, т.е. отказа от себя ради того, чтобы стать подобными Богу. Те, кто когда-либо по-настоящему любил, помнят потребность что-нибудь сделать ради любимого человека, способность ради него пойти на все, изменить себя самого, чтобы быть достойным его. Вот она — преображающая сила любви, делающая любящего совершеннее. С любовью к Богу — то же самое.

Все же и после этого объяснения найдутся такие, кто считают, что христиане аскезой умерщвляют тело, и не понимают, как это приближает к Богу. Им можно ответить словами апостола Павла о том, что «наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6:12). К Богу приближает борьба со страстями, а не с собственным телом, и приобретение добродетелей, что делает нас совершеннее в глазах Божьих.

Делая первые шаги в Православии, воцерковляясь, мы слышим от наставников: постись, молись, читай Священное Писание, регулярно ходи в храм, участвуй в Таинствах. Мы не обрели ещё ту любовь к Богу, которая ведёт нас к Нему, и, возможно, порой нам кажется все это избыточным. Однако, это и есть путь к Богу. Любой другой путь приведет к другим целям. По словам святого Амвросия Оптинского: «Если ты находишь, что в тебе нет любви, а желаешь ее иметь, то делай дела любви, хотя сначала без любви. Господь увидит твое желание и старание и вложит в сердце твое любовь». Посильная аскеза на этапе воцерковления — это дело любви, которое при правильном подходе привлечет ее в наше сердце.

У святителя Феофана Затворника есть такое сравнение: огонь веры растопил наше сердце, оно начало оттаивать, однако, если не продолжить его возгревать, лед не растает, вода останется холодной и не вскипит.

Будем же поддерживать в себе этот огонь, тренируя ум, сердце и волю аскетическими упражнениями.

Информационная служба Раифского монастыря

Теги:
Аскеза
пост
воздержание
молитва
грех





Новости по теме