Публикации
Отчего оскудевает любовь среди христиан?
В ходе беседы с насельником Раифского монастыря иеромонахом Макарием (Семеновым) на тему любви друг к другу, как важно порадовать ближнего вовремя, возникла следующая тема для разговора: «Отчего оскудевает любовь среди христиан?» На заранее подготовленные вопросы редакции мы попросили ответить вновь отца Макария и недавно пришедшего в обитель послушника Александра Ассельборна, религиоведа по образованию...
– Отчего оскудевает любовь среди христиан?
Отец МАКАРИЙ:
– Чем ближе человек становится к Богу, чем усерднее он стремится жить по христианским установлениям, тем желаннее его душа становится для врагов человеческого рода – демонов. Божьи противники завидуют людям. Они пребывают в безблагодатном состоянии, и чтобы хоть как-то утешится, строят козни людям. В духовном мире все закономерно, никакое состояние человеческой души не наступает просто так. Люди немощны по своей природе, поэтому нет ничего удивительного в том, что мы можем наблюдать в христианской среде. Абстрактный пример из монашеской жизни: сначала человек стремится к Богу, постится, молится, старается всего себя посвящать Богу. Проходят годы… Он приходит в монастырь, принимает монашество, и вдруг мы видим охлаждение, равнодушие, иногда даже неверие и сатанизм.Все эти психологические закономерности описаны святыми отцами уже много столетий назад. Все дело в том, что дьявол и его слуги очень искусны в изготовлении ловушек желающим спастись. Именно поэтому нам следует жить аккуратно и никого не осуждать.
Послушник АЛЕКСАНДР:
– Мне кажется, нет принципиальных различий между сообществом христиан и сообществом, скажем, атеистов в вопросе взаимоотношений друг с другом. Конечно, христиане стараются жить по заповедям. Но от этого-то и возникают проблемы. Если взять среднестатистического атеиста, он особо не задумывается о высоких вопросах (например, для чего я живу, стоит ли жить ради себя или ради ближнего и др.), ведет себя естественно. Из-за этого бесам он не особо интересен. Он неверующий, и если не изменит свою мировоззренческую позицию, его посмертная участь незавидна. Другое дело (осознанный) христианин, знающий истинные законы духовного бытия. Он верит в Бога, предполагает, что существует нечистая сила, пытается бороться со своими дурными наклонностями… Кому будет приятно, если против тебя восстанут и перестанут исполнять твою волю? Поэтому демоны и орудуют в большей степени против христиан. Оскудение любви (ее еще можно назвать равнодушием или жестокосердием) – закономерное следствие борьбы демонов с людьми. Именно поэтому нам следует жить аккуратно и никого не осуждать.
– Как возможно иметь христианскую любовь и в то же самое время не выглядеть бесхарактерным человеком в глазах ближних? Совместима ли идея христианской любви
со славой и успехом среди людей?
Отец МАКАРИЙ:
– Очень сложно совмещать жизнь в миру и духовное делание, именно поэтому желающий подвига уходит в пустыню. Сам Христос сказал, что высокое перед людьми мерзко перед Богом (Лк. 16, 14). Иисус, как Бог имея все блага духовные и физические, родился в грязной пещере среди животных, был сыном бедного плотника, не имел постоянного места жительства, скитаясь из края в край… Его божественный пример говорит нам о том, что материальное само по себе не имеет ценности. Это лишь средство для осуществления разных целей (которые могут быть как хорошими, так и плохими). Поэтому истинному христианину очень сложно иметь почет и уважение в обществе. Подумайте сами: если самого безгрешного Богочеловека распяли, то что должно случиться с нами, лютыми грешниками?
Послушник АЛЕКСАНДР:
– В истории христианской Церкви было множество примеров святых людей, которые пользовались уважением и почтением ближних (например, преподобный Серафим Саровский, преподобный Амвросий Оптинский, праведный Иоанн Кронштадтский и другие). Вопрос лишь в том, кто были эти почитатели? У любого человека всегда найдутся и друзья, и враги. Своим образом жизни мы сами, очень часто невольно выстраиваем свой круг общения. От нашего поведения зависит, будут нас уважать или нет. Конечно, вероисповедание человека оказывает существенное влияние на его поведение. И среда общения тоже играет большую роль. Например, можно предположить, что студент первого курса университета любит ходить в клубы и бары, а монах живет в монастыре и любить читать на богослужении и петь. Христос говорит: «Где сокровище ваше, там и сердце ваше будет» (Мф. 6, 21). Будем же и мы иметь сокровище, приносящее истинное блаженство. Тогда и почтение праведное со стороны праведных людей приложится.
– Каким образом, имея христианскую любовь, не допустить попустительства и вседозволенности для ближнего, которого мы любим?
Отец МАКАРИЙ:
–Человек, в силу своей испорченности грехом, не может объективно оценивать жизненные ситуации. Все его оценки имеют примесь страстности: мы всегда более услужливы красивым, нежели безобразным, богатым, нежели бедным, властным, нежели отвергнутым и т. п. Вот и в случае дел любви мы не можем иметь хорошего рассуждения, у нас не получается найти золотую середину в отношениях с людьми: мы либо слишком жестоки, либо чрезмерно мягки…
В первую очередь, чтобы поступать правильно, нужно открыть свое сердце Истине. Не той истине, о которой говорят мусульмане, буддисты, индуисты... а вселенской, объективной истине. Порой она может быть сокрыта от страстных человеческих очес. Но если человек искренно и бесстрастно стремится к правде, эта объективная True ему обязательно откроется.
Хорошими средствами здесь выступают молитва, чтение Священного Писания, пост, посещение богослужений, дела милосердия ради Бога и ближних… Бог, видя наше усердное стремление к правильным поступкам, обязательно научит правильным действиям, ведь Он сам есть True и любовь к добру. И, правильно, нужно открыть свое сердце Истине.
Послушник АЛЕКСАНДР:
– Если человек имеет правильную христианскую любовь, у него не получится действовать во вред ближнему. Истинная божественная любовь есть абсолютная мудрость, она научает людей правильным действиям в соответствии с универсальным законом любви. Если сердобольная мамочка или бабушка балуют свое дитя, и последнее впоследствии становится эгоистом, который презирает всех, кроме себя, то это не есть истинная любовь. Это потакание страстям своего ребенка. Соломон говорит в Притчах: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его» (Книга Притчей Соломоновых, 13, 25). Иными словами, любовь не всегда означает мягкость. Бог есть совокупность всех совершенств, в частности Он есть абсолютная любовь. Однако, несмотря на это, Он позволяет осуществляться многим золам (например, дьявол и бесы могут иногда почти без ограничений влиять на людей, гибнут младенцы, страдают дети, природные катаклизмы забирают души «ни в чем неповинных» людей…). Все это кажется нам злом, но такая точка зрения не отражает действительность точно. Бог промышляет о мире, заботится о Своем творении. Только Он точно знает, что и кому полезно. Будем же молиться, чтобы научиться правильно действовать по делам любви.
– «Подставь другую щеку» (Мф. 5, 39): можно ли христианину дать сдачу? Христианство и война: брать оружие и защищаться или позволить свершаться Божьей воле?
Отец МАКАРИЙ
– Вопрос дискусионный. С одной стороны, христиане действительно должны скорее подчиняться, нежели давать отпор. Но здесь не может быть дано однозначных рекомендаций. Всегда нужно действовать по ситуации, никогда нельзя рубить сплеча и поступать радикально. Мы должны руководствоваться правилами любви к Богу и ближнему в первую очередь, выбирать из двух зол меньшую. Всегда нужно рассуждать. Например, в случае нападения на отечество было бы большим грехом сидеть сложа руки, смотреть, как убивают детей и стариков, насилуют жен, сестер, дочерей… Если же тебя обозвали незаслуженно «дураком» или «идиотом» в какой-то глупой житейской ситуации, здесь можно и нужно смириться, показать свою христианскую натуру, проявить любовь, извиниться, если это следует из логики ситуации, если будет полезно (опять-таки нужно смотреть по ситуации), не отвечать на грубость. Вот что значит «подставить другую щеку» (Мф. 5, 39)
Послушник АЛЕКСАНДР:
– Священное Предание повествует нам о многих воинах, которые были святыми. В качестве примера можно привести благоверных князей Александра Невского и Димитрия Донского, праведного Феодора Ушакова и других. Более того, встречаются случаи, когда воевали даже монахи (Александр Пересвет, Родион Ослябя). Все это говорит о том, что слова Священного Писания нельзя понимать прямолинейно и однозначно. Всегда необходимо рассуждение. Важен исторический контекст их произнесения. С одной стороны, действительно, человеку для его душевной пользы рекомендуется смиряться перед ближним или врагом. Но иногда бывают случаи, когда важнее взять в руки оружие (защита отечества) или ударить преступника (защита жены, матери, сестры от нападения злоумышленника). Каждый случай нужно рассматривать индивидуально.
Подготовила Ольга Романова