Публикации
Раифа: иконы святителя Николая
Святой Николай Чудотворец по праву считается одним из самых почитаемых святых в христианском мире. Это отношение характерно для Запада и Востока и, конечно, для Руси как древней, так и современной.
Чудеса, сотворенные святителем Николаем при жизни и после, оставили глубокий след в памяти христиан в разных регионах и заслужили ему славу великого среди чудотворцев. Особым было прославление его в славянском мире, на Балканах и Руси. Можно думать, что начальная точка такого постоянного, растущего почитания святителя Николая в Русской земле пришлась на конец XI века, когда мощи святого были перенесены из опустевших от набегов ликийских Мир в итальянский город Бари. Вероятнее всего, что основными участниками прославления святителя Николая как чудотворца среди славян были князья и их дружинники. Уже в домонгольское время были известны сведения о чудотворных иконах Николы в Киеве, например, Никола Мокрый на хорах княжеского Софийского собора. Память о чудесном спасении «детища», утонувшего в Днепре и обретенного невредимым и совершенно мокрым возле иконы святителя, нашла воплощение в русских иконах святителя Николая с житием начиная с XIV века. Древние «киевские чудеса» составили особый цикл в житийной иконографии чудотворца и стали отличительным признаком его русских изображений. Действенность молитвы святителю Николаю признавали не христиане, неслучайно его призывали как свидетеля честного договора – русичи – с половцами, католики – с сарацинами.
Святитель Николай с житием, 90х100 см, XVII век.
Раифский Богородицкий мужской монастырь.
Николай Чудотворец. Доска. 20х30 см. XIX век.
РаифскийБогородицкий мужской монастырь
Иностранцы, посещавшие Московскую Русь в XVI-XVII веках, называли Николу «русским богом» из-за обилия его изображений в церквах и домах. На русском Севере именно Николе было посвящено такое количество церквей, что сложилась яркая скороговорка: «от Холмогор до Колы тридцать три Николы».
Неудивительно, что и среди икон Раифы так много изображений святителя Николая Чудотворца. Конечно, не все эти иконы принадлежали изначально к святыням и убранству монастырских храмов. Многие из них были переданы возрождающемуся монастырю благочестивыми прихожанами, чтобы восполнить хотя бы отчасти утраченные первоначальные святыни. Поэтому большинство из старых никольских икон – это предметы личной молитвы, семейные святыни. Тем интереснее посмотреть, какие же иконы с образом святого Николая осели в храмах монастыря, к каким традициям они принадлежат, с чем схожи и о каких особенностях почитания святителя Николая Чудотворца в Казанском крае могут рассказать.
Среди этих икон есть и храмовые. На фоне, отделанном под золото, святитель обращен к молящемуся с благословением, он держит закрытое Евангелие на покровенной левой руке, над ним в облачным медальонах – традиционные полуфигуры Христа и Богоматери, изображения которых составляют «Никейское чудо». Оно напоминает об одном эпизоде из жития святителя Николая Мирликийского, который имел место в дни проведения I Вселенского собора в Никее. Святой Николай, возмущенный еретическими высказываниями епископа Ария, ударил его, за что был лишен знаков святительского сана и ввергнут в темницу. Там ему явились Спаситель и Пресвятая Богородица, которые вручили Евангелие и омофор святителю. Тем самым было явлено чудо: не толерантность и терпимость, но бдительность и пылкая преданность вероучению, которое проявил святитель, заслужили небесное одобрение. Другим пастырям и христианам было дано увидеть, что сам Христос и Пречистая Дева возвращают святительские инсигнии тому, кто заступился за Церковь и претерпел бесчестие от земных и церковных владык. «Никейское чудо» стало одним из любимейших элементов иконографии святителя в русском искусстве и сопровождает, наверное, большую часть его икон. Однако были возможны варианты и исключительно портретного характера как на другой иконе, где святитель Николай представлен в рост, без «Никейского чуда». Он благословляет молящегося, держит Евангелие на непокровенной руке, сходны формы и цвет облачений – красная фелонь, белый омофор, синий подризник. Обе иконы со святителем в рост написаны в стиле академической живописи, с узнаваемой передачей пластики фигуры, лика, рук, складок одеяний, подсветки фона, поскольку в данном случае он уже не золотой. Обе иконы ныне размещены на стенах храма и на столпах в богатых резных и позолоченных киотах.
Святитель Николай. Доска, оклад, 26х43 см
Раифский Богородицкий мужской монастырь
Святитель Николай, 25х31 см, XVIII-XIX вв.
Раифский Богородицкий мужской монастырь
К примерам академического искусства, в традициях, напоминающих реалистический или исторический портрет, выполнена и единственная житийная икона святителя Николая Мирликийского в Раифском монастыре. Это большая икона, покрытая по полям, фону и среднику металлической ризой (скорее всего, медной), над главой святого – металлический, видимо, латунный венец с удлиненными лучами. Средник выделен отдельной рамкой, внутрь которой вписан геометризированный орнамент в том стиле, который был излюблен в иконописании неорусского стиля второй половины XIX-начала XX вв.; такого же рода орнамент взят для отделки внешний полей иконы, вокруг житийных клейм. Клейм вокруг средника шестнадцать, они представляют историю жития и деяний святого от его рождения до успения. Житийный цикл включает традиционные для никольской иконографии сцены детских чудес святого – стояние в купели, исцеление сухорукой жены, приведение во учение. Вместе со сценой рождества эти три композиции, рассказывающие о чудесных проявлениях в жизни маленького Николая, были призваны показать молящемуся, что святой с самого рождения был избранным «сосудом Божиим» и благодать его уже тогда щедро изливалась на людей. Вошли в число избранных композиций и несколько сцен с чудом о спасении трех воевод от казни, явлением царю Константину, чудо о ковре и спасение Василия, «агрикова» (крестьянского) сына, т.е. самые древние деяния, составившие основу житийного цикла святого. В среднике святой изображен по пояс, правой он благословляет, в левой держит раскрытое Евангелие, по сторонам лика в углах средника, как в изгибах арки помещены два овальных медальона с «Никейским чудом». Риза покрывает все детали иконы, за исключением ликов и рук. Икона написана также в академических традициях. Судя по живописному исполнению лика святителя икона очень близка к одному из самых значимых образов святителя Николая Чудотворца в Казани – иконы святителя Николая с «Никейским чудом» из Николо-Гостинодворской церкви. Сама церковь и ее икона почитаются как святыни, связанные с именем казанского митрополита и патриарха-страстотерпца Ермогена, который до того как стать архипастырем России и Казани служил именно в этой церкви, расположенной в гостином (купеческом) дворе на казанском посаде. Церковь была полностью перестроена в 1870 году, вероятно, тогда же обновили и живопись на храмовой иконе. Икона сохранилась до сих пор, она находится и почитается в нижнем храме (с престолом во имя Сретения Господня) кафедрального Петропавловского собора Казани. Житийная икона святого, хранящаяся в Раифе, была создана в хорошей мастерской, искусным рисунком и пластичностью выделяется не только сама живопись, но и исполнение деталей металлического оклада. Архитектура, бытовые детали в сценах рождения и успения, ландшафты, драпировки проработаны уверенной рукой, имеют четкую пространственную градацию от выпуклых рельефных форм на переднем плане к уплощенным и потому – более удаленным.
Довольно часто икона представляет собой лишь портрет самого святого. При всей каноничности изображений одна икона оказывается не похожа на другую. И это связано не только с различиями в размерах или цветовом решении. В Новое время под влиянием европейской культуры, образования и духовных церковных связей в официальной иконописи изображение святого приобретает портретные черты, уподобляются светским портретам. В некоторых случаях фигуре седовласого старца мастер придает чуть более сутулости, подчеркивая возраст. Тонкие черты лика сочетаются с внимательным взглядом, обращенным к молящемуся, благодаря чему создается эффект живого присутствия. Иногда святой изображен почти в ракурсе, обернувшимся в сторону как на раифской иконе Николы Чудотворца под металлической ризой, обрамленной кружевной фольгой. Этот разворот как будто сохраняет память о деисусных композициях Средневековья, в которых святые оказывались собранными вокруг Спасителя. Накладные детали – венец с лучами «света», риза, омофор, настоящий наперсный крест – создают объемное, почти скульптурное убранство образа, усиливая его живоподобие, материальную достоверность.
Особенно часто такой образ можно встретить на иконе малого размера, который традиционно был свойственен личным иконам и измерялся ладонью, что повлияло на его наименование «пядница». Подобные иконы иногда со временем, иногда сразу получали оклад. Необязательно он был дорогим и искусным, но как правило его изготовитель стремился приблизиться к такому, как на иконе с поясным образом Чудотворца, который благословляет правой рукой, поднимая ее перед грудью, а левую, не отягощенную книгой, прижимает к груди. Подобно дорогим иконам вся поверхность маленькой «пядницы» покрыта самым прозаическим металлическим окладом, единственным изобразительным средством на котором являются следы простого чекана, а дополнительные украшения имеют не очень правдоподобный облик листьев или иных растительных элементов, наложенных поверх ризы.
Однако помимо академической традиции, влиявшей на иконы самых доступных, расхожих «писем», в старообрядческой среде сохранялись средневековые принципы. Кратко их можно охарактеризовать как приверженность тонкой, графической манере изображения, подчеркнутой декоративности, избегающей любых намеков на светотеневую, пластическую моделировку, натурализм или реалистическую скульптурность. Именно такие иконы получали тончайшее орнаментальное исполнение. Не только поля, делавшиеся декоративными «под оклад», не только фон, медальоны с «Никейским чудом», но и все одежды святителя – традиционная крещатая фелонь, подризник, омофор, кодекс Евангелия – украшались затейливыми, иногда чрезвычайно выразительными, эффектными, иногда еле заметными узорами. Контрастное сопоставление красок – красный цвет фелони, синий с переливами в исполнении подризника, зеленый цвет омофора – восполняют упрощенный стиль личного, создают праздничный, запоминающийся, торжественный образ, столь необходимый для любимейшего святого.
Святитель Николой, Чудотворец
Храм Христа Спасителя. Москва
Святитель Николай, Чудотворец.
Собор иконы Божией Матери "Грузинская". Раифский Богородицкий мужской монастырь
Именно на примере икон Николая Чудотворца можно проиллюстрировать связующую силу христианского благочестия, которая способна соединять самые отдаленные места и создавать новые союзы, полные таинственной и привлекательной силы. В Раифе находится и почитается икона святителя, очень необычная не только для всей иконографии Николы Чудотворца. Она полностью повторяет икону, написанную итальянскими мастерами в середине 1990-х годов для базилики в Бари, у самой главной святыни – мощей святителя, перенесенных в 1097 году из полузапустевших Мир Ликийских.
Ее необычный для православной иконографии облик заключает, тем не менее, много свойств, ценимых и на христианском Востоке. Полуфигура святого, черты его лика и одеяний исполнены объемно, рельефно, благодаря чему создается эффект жизненности, телесности фигуры. Личному письму свойственна некоторая затемненность, из-за «черневого» характера морщин, как если бы переплетение линий создавало впечатление древности, старины образа. При этом в целом икона поражает сияющим, ярким характером, поскольку весь фон ее напоминает золотой оклад, а в оформление окружающего нимб сияния – «света» использован редкий прием – инкрустация полудрагоценными камнями, бирюзой. Сочетание золотого, ярко-голубого и коричнево-красного формирует полный световой силы художественный образ. Крупные узоры в виде «глаголей» в сиянии «свет», в виде заключенных в круги равноконечных крестов различного рисунка, сами буквицы, необычайно большие и витиеватые по рисунку, хотя и не претендующие на замысловатость средневековой вязи, усиливают пластическое воздействие изображения, удостоверяющее присутствие святителя. Созданная для базилики в Бари икона была передана в московский храм Христа Спасителя, ее пронесли через Одессу вплоть до столицы России. По свидетельствам очевидцев этого хода, через нее как и в прежние времена через другие образы были явлены чудотворения. Свет этого удивительного барийского образа дошел и до Раифы, где подобная во всем икона-список заняла достойное место. Ее нарядность, праздничность и украшенность в сочетании со строгим, древним изображением святого показывают возможности художников наших современников творить во славу Божию столь же искусно и не менее многообещающе, чем их предшественники, мастера классической и средневековой культуры.
Можно надеяться, что вместе с этой иконой святого Николая, близкой и Западу и Востоку, и Италии и России, начинается новое прирастание святыни, среди которой благодеяния христианскому человечеству святителя и чудотворца Николая Мирликийского всегда занимали особое место.
Мария Александровна Маханько,
кандидат искусствоведения,
старший редактор редакции
Церковной археологии
и искусства
Церковно-научного центра
«Православная энциклопедия».