Публикации


06.03.2021

О грехе и искуплении

Звонок в редакцию дал повод для серьезного разговора со священнослужителем. Читатель — молодой человек задается вопросом: идти ли ему учиться телевизионному актерскому мастерству, ведь он чувствует, что профессия эта греховна? Наш разговор с иеромонахом Владимиром будет небезынтересен многим нашим читателям, особенно тем, кто только-только находится на пути выбора будущей профессии.


— Да, в мирском обществе существует ряд профессий, которые содержат значительный элемент риска впасть в грех. Об этом сказано еще в Священном Писании. Например, «покупающий и продающий не избежит греха». Торговля сама по себе уже несет элемент греха. Многие профессии мирские несут в себе тот или иной элемент греха. Но есть во всем этом одно «но»…

Возьмем, к примеру, бизнесмена, или попросту коммерсанта: сама эта профессия как бы уже осуждена на грех, но мы уже на примере знаем, что среди наших святых, среди преподобных, то есть монашествующих, в особенности русских святых, огромное число вышедших из купеческого сословия. Например, Оптинские старцы... Многие купцы были благотворителями. Люди в старые времена, еще когда Русь именовалась святой, они, занимаясь своей профессией, хорошо понимали, что все-таки совершают грех. Поэтому усердно возмещали совершение возможного греха благотворительностью. Как правило. Или в пользу бедных, или в пользу Церкви, или в пользу монастырей… 

— Как «компенсация» за грех?
— Да, они возмещали, понимая, что грех неизбежен: сама торговля ведь требует наживы, и никто не может сказать, какой процент прибыли греховен, а какой безгрешен? Только Бог может указать... А сама торговля без наживы не имеет смысла. Поэтому в старину торговец и старался возместить нравственный свой ущерб в одном, покрыть благочестивой жизнью в другом. То есть милостыней, благотворительностью, усердной своей христианской жизнью. Участием в церковной жизни вообще: в постах, молитвах, во всем…

 — А в других профессиях?
— Необходимо найти так называемый Царский Путь, проходя между грехом и благочестием. Только так, чтобы оно не было лишь наружным, оно должно быть внутренним. Человек, понимая, что грех возможен, и будучи в последствии подвержен в падение в него, все-таки должен понимать, что можно грех искупить – лишь бы это не было сознательным грехом. Понимаете? Одно дело, когда человек сознательно грешит и говорит, «ладно, я сейчас вот сворую, грех на душу возьму, а потом замолю». Вот это устранение совершенно неверное.
Другое дело, когда человек невольно грешит, по слабости, из-за духа времени (в том числе и требованию и духу профессии) – тогда он поступает как многострадальный Иов, который приносил жертву Богу о своих детях, которые они, может быть, совершили, но о нем ни они, ни он не знают... 

— А, например, тот же телеведущий?
— Они, в основном, занимаются несением лжи. В том числе, кстати, и журналисты. Это у многих происходит помимо их желания – они хотят  передать все достоверно, и, казалось бы, передают, но туда вкрадывается ложь, которая породила, собственно, саму журналистику, которую невозможно передать.

— А что поможет в этом случае?
— Поможет исповедь, и постоянное всяческое удаление от этого зла. Все время смотреть, соизмерять: что и как ты делаешь. Если грешишь, стоит, может быть, и задуматься, а не пора бы вообще отойти и перейти к иному виду деятельности?

— Да, тут задумаешься… И если задуматься поглубже над этим, то, на первый взгляд, обычная смена деятельности происходит именно за счет духовного роста человека, изменения его взглядов на происходящее в нем самом…
— Вполне вероятно. Чем больше я читаю, например, новости, все больше убеждаюсь, что люди вынуждены лгать в силу того, что издание должно приносить доход за счет необычности подачи информации. А интерес вызывает не то, что обыденно, а то, что необычно… И уже в погоне за необычностью люди переступают границу между греховностью и нравственностью очень легко. Идут лживые сообщения, идет клевета, направленная только на интерес к написанному, к  газете... хоть что-то. Это происходит все время.

— Но у многих через выбор профессии приходят Богу.
— Выбор пути –  это не есть выбор профессии… Неизвестно, где выбор профессии перейдет в выбор пути. Все зависит от внутреннего состояния человека. Повторюсь, что одно дело, если человек заведомо идет на грех, думая, что он не один в этой профессии грешен, другое дело, когда он для себя решает — нет, я буду стараться даже в этой профессии жить по Богу и сколько возможно я буду эти заниматься. Все зависит от произволения, от намерения сердечного своего: или он стремится просто занять какое-то место в этой жизни, или все-таки думает о спасении своей души.

— Итак, получается, что, приобретая любую профессию, человек должен понять, что она будет содержать элемент греха, ведь мы живем в обществе, а не отдельно от него…
— Уточняю: он живет в миру, а мир лежит во зле. Даже в самой гуманной, на первой взгляд, профессии есть вероятность проявления греха. Даже деятельность священника может привести к тяжким грехам, если он пришел в Церковь ради заработка…

— Но ведь Бог создал наш мир в любви, красоте, чистоте и свете... Откуда тогда взялась эта ложь, ненависть, темнота? Как очутились здесь? Почему?
— Ведь даже Адам пал, живя в раю, что уж говорить о нашем грязном, полном зла, мире… Потому что вся история мира, всего человечества, падение его не зависит от обстановки. Самое главное, что человек — существо, которое не может удержать в себе Бога, удержать правильное отношение с Богом. Настолько слаб человек: Бог ему не помогает, если он сам со своей стороны не содействует Богу.

— А это значит, что существует тенденция «сползания во зло»?
— Да, как это ни прискорбно, мир все больше погружается во зло, не удерживая в себе Бога. И когда человек перейдет эту границу «добро-зло» –и  наступает конец света. 

— Как для отдельного человека, так и для всего человечества.
— В целом – да. В Адаме – вся история наших отношений с Богом. Созданный в полной чистоте и совершенстве Богом, человек пал... Потому что человек — изменяем. Один Бог не изменяем. Господь все намерено устроил, чтобы показать, что человеку «без Мене ничесоже сотворих». «Без Меня ничего творить не можете», — так сказано Господом. 

Если мы не будем держаться за Бога, то мы непременно от него «отползем» и упадем в грязь, в грех. 

— Но существует же какая-то граница падения…
— Для каждого своя. Но Господь может вытащить даже из самой, казалось бы, пропасти, как ту же Марию Египетскую. А Бог ее «вытащил»…
У каждого человека граница проходит там, где положил ее Бог: один только чуть-чуть отдалился и уже пропал, а другой  в самую бездну пал, а Господь его спас. То есть, повторюсь, все зависит от нашей связи, содействия, с Богом… 

— Постоянный, ежеминутный выбор…
— А если бы этого не было (свободы воли, свободы выбора), мы бы не были достойны ни награды, ни наказания: ни Царства Небесного, ни ада. Но нам дана свобода выбора, мы осуществляем его на каждом шагу, и никто нас не принуждает делать тот или иной выбор – мы его делаем сами. А результат в значительной степени зависит от Бога. А полагаемся мы на спасение свое не из-за того, что находимся в Церкви, или потому, что находимся в истинной вере, не из-за того, что мы исполняем все церковные правила. А потому, что всегда надеемся на милость Божью, а не на то, что мы что-то там сделали… Но намерения наши Бог судит.
Мне еще хочется привести один пример, когда апостолу Павлу, плывшему на корабле, Господь возвестил, что все, кто плывет с тобой, будут спасены. И, действительно, спаслись.. Но корабль-то был разбит. Кто на обломках, кто вплавь.. Но спаслись все. Бог, действительно, спас.. Только каждый спасся по-своему… Так и мы: спасаемся все по-разному…

Вот так простой, казалось бы, на первый взгляд, вопрос читателя о выборе профессии вылился в глубокий разговор о жизни, о вере и всемогуществе Вседержителя.

Ольга Романова.
Раифа, 2007 год

Теги:
публикации
молитва
жития святых





Новости по теме