Публикации


09.06.2021

Двери сердца открываются
изнутри самим человеком

«Бог и душа — вот и монах», — говорит святитель Феофан Затворник. «Тот, кто нашел Бога в монастыре и сделал это целью своей жизни, тот счастлив», – считает наместник Раифского монастыря игумен Гавриил (Рожнов). 

– Отец Гавриил, считается, что монастырь – это идеальный вариант для жизни христианина...
– По слову Спасителя, «могий вместити да вместит». Да, если человек, гармонично развиваясь в духовной жизни, по призыву Божию, избрал для себя монашеский путь жизни, конечно, это идеальный вариант для спасения, потому что монашеская жизнь — это совершенная христианская жизнь, не отличная от жизни в миру, но стремящаяся к идеалу и проходящая в условиях, созданных для достижения этого идеала... Поэтому, если в обитель приходят те, кто почувствовал этот призыв Божий, —  это, конечно, идеальный вариант, но этим не умаляется семейный путь, и Господь дает оба эти пути для спасения...



– Как выбрать – семья или монастырь?
– При выборе — «семья или монастырь?» — надо обратиться к советам опытных духовников  или к словам святых отцов, которые говорят: «Если человек  не знает, что выбрать: семью или монастырь, — то ни в коем случае нельзя спешить». В монастырь идут по особому призыву Божию, и обычно человек не сомневается в выборе. У преподобного Иоанна Лествичника есть такие слова: «Почувствовал призыв — беги». То есть человек выбирает монашескую жизнь по особому призванию Божию. Понятно, что сомнения всегда и всё равно остаются, но обычно человек к этому пути приготавливается долгим Промыслом Божиим.

– Если же человек все-таки стал монахом, как выстроить отношения с родными? 
– Если уже стал монахом, то должен стремиться стать совершенным христианином. Потому что монах  — это не кто иной, как человек, стремящийся в полноте соблюдать евангельские заповеди. Главнейшая которая гласит «возлюби ближнего». Поэтому в отношениях с ближними должны быть, прежде всего, любовь и терпение, чтобы исполнялось слово Спасителя: «Яко да видят добрые дела ваши и прославят Отца вашего Небесного», — т. е. мы в своем поведении не нравоучениями должны заниматься, а, наоборот, должны показывать христианские дела, поэтому человек, который стал монахом, должен вдвойне стремиться к исполнению всех евангельских заповедей...

Монах, как и семейный человек, призван к любви ко всем людям и конкретно к каждому человеку, который находится рядом. Этого, рядом находящегося, Спаситель называет нашим ближним. Как относиться к ближнему с любовью, рассказано во многих евангельских притчах Спасителя. На конкретных примерах покажу. В монастыре монах не изолирован от общества, он находится рядом с братией и приходящими в монастырь, с паломниками, и случаев проявить любовь у него также не меньше, чем у семейного человека, а, может быть, даже и больше. Поэтому любви к конкретному человеку должен учиться как семейный человек, так и монах.

– Люди всю жизнь учатся любить. Достаточно ли намерения полюбить, чтобы стать монахом или создать семью?

– Любовь, по слову апостола Павла, — это совокупность совершенств, это дар Святаго Духа. По слову того же апостола Павла, «плоды Духа — это любовь, радость, мир, долготерпение...». Так что любовь — это плод Святого Духа, который человек стяжает всю жизнь и стремится к нему всю жизнь, и возрастает в любви всю жизнь, Так и монастырь — это семья, это путь для приобретения любви. И там, и там человек имеет многие возможности для упражнения в любви. В семье человек отдает себя для членов семьи, а в монастыре человек отдает себя для братии и для Бога. И монастырь, и семья — это путь для стяжания христианской любви, который не так просто пройти и приобрести плод Святого Духа, который нужно стяжать, а стяжание благодати Святого Духа — это путь всей жизни, по слову преподобного Серафима Саровского. Путь, общий для всех христиан.

– Значит, христианская любовь – только жертвенная? Жертвуя, отдавая, человек возрастает в любви?

– Евангельская любовь — это жертвенная любовь. Образец такой любви нам показал Сам Спаситель, отдавая Себя на крест ради падшего человека. Любовь всегда жертвенна, и даже в обычной жизни мы видим примеры. Так, любовь матери к ребенку, — она всегда жертвенная, мать отдает себя, не спит ночами, отказывает себе в развлечениях ради ребенка, отказывает во многих естественных радостях, особенно, когда ребенок маленький. Также проявлением жертвенной любви является защита офицером своих солдат в бою и, если это настоящие руководители, то и заступничество начальствующими за своих подчиненных. Вот поэтому любовь всегда жертвенна, и образец этой любви нам показал Сам Бог ради спасения человека. 

Жертвуя собой, человек возрастает в любви. Вся жизнь наша — это возрастание в любви к Богу, в любви к ближним, — этих двух добродетелях, на которых, по слову Спасителя, основан весь Закон и Пророки.

– Если для духовного роста лучше пострадать побольше, почему люди выбирают жену или работу, которые больше нравятся?

– Да, человек выбирает то, что ему больше нравится: «рыба ищет, где глубже, а человек —  где лучше». Не все возрастают до такой степени, как, например, философ Сократ, который взял специально строптивую жену, чтобы упражняться в добродетели, но, как показывают опыт и слова святых отцов, Господь дает такую жену, или такого мужа, или такую работу человеку, где он больше может проявить свои христианские качества, упражняться в достижении христианских добродетелей. 

Поэтому, как бы ни выбирал человек, Господь Своим Промыслом все равно подает случаи и устраивает путь, где человек может развивать свои добродетели. Естественно, страстный и падший человек страшится креста и не хочет брать на себя крестную ношу, но Господь по Своей милости — для упражнения человеку — все равно эту ношу дает.

Пример двух разбойников, которые были распяты рядом со Спасителем по обе стороны, — это образ всего человечества. Все мы на кресте. И наша задача в том, чтобы принять свой крест с осознанием того, что он необходим нам для возрастания и совершенствования, и тогда крест будет нам во спасение, а не в погибель, как произошло с неблагоразумным разбойником  по причине его ропота и неверия.

– А как люди выбирают: где тяжелее жить или комфортнее?

– Выбирают монастырь тот, где лучше спасаться. Обычно по рекомендации опытных духовников. Выбирают духовно преуспевшего человека, старца, который может обучить человека монашеской жизни, и поэтому человек сразу не может определить, где тяжелее или комфортнее, каков будет крест и степень страдания человека и т. д. Все это определяет и дает Господь по мере сил и возможностей человека, так как только Он знает, сколько человек может понести. Поэтому выбирают монастырь по удобности спасения, а насколько человеку будет там тяжело или комфортно, определяет Промысел Божий о человеке.


– Можно ли вообще узнать волю Божию о себе? Как преодолеть нерешительность и идти за Богом?

– Волю Божию усматривай из обстоятельств, как говорят святые отцы.
 Поэтому в таком соработничестве с Богом человек может узнать и волю Божию о себе. Воля Божия о каждом человеке — в спасении этого человека.  А каковы пути для спасения — Господь каждому человеку подсказывает, стоит при дверях сердца, по евангельскому образу, и стучит. 

Все зависит от того, как воспримет человек этот призыв Божий и как он на него ответит… Потому что спасение человека совершается в так называемой синергии, соработничестве воли Божией с волей человека. Двери сердца открываются изнутри самим человеком. Многие святые отцы говорят, что в каком-то смысле судьба человека зависит от него самого, потому что Господь — абсолютная Любовь и хочет всем спастись, а как отвечаем мы на этот призыв, зависит уже от свободной воли человека.

– Что делать, если монах или мирянин «уклонился от пути ко спасению»?

– Если монах или мирянин уклонился от пути ко спасению, то нужно снова встать на этот путь. Это написано у большинства святых отцов, и путь этот называется покаянием, по-гречески «метанойя», или «изменение ума». Этот путь покаяния дан нам Спасителем, который для падшего человека c поврежденной природой остался единственным. У преподобного Иоанна Лествичника сказано, что ангелы никогда не падают, бесы пали и не встают, а человеку свойственно падать и вставать, поэтому путь покаяния — это естественный путь для падшего человека.

– Отец Гавриил, можно ли сказать, что есть счастье в монастыре?

– Счастье есть в монастыре, если человек в монастыре живет по-монашески. Счастье даже в самом слове указывается на часть с чем-то. Монах живет со Христом... «Бог и душа — вот и монах», — говорит святитель Феофан Затворник. 

Тот, кто нашел Бога в монастыре и сделал это целью своей жизни, тот счастлив. И на литургии мы ежедневно поем заповеди блаженства, или — на современном русском — заповеди счастья. Человек, который нашел эти евангельские заповеди, тот счастлив... 

– Спасибо, отец Гавриил, за интересную, познавательную и полезную беседу. Помогай нам всем, Господь!

Ольга Романова

Теги:
богослужение
о. Гавриил
монашество





Новости по теме