Публикации


19.07.2024

О почитании святых мощей

Иногда православным христианам задают вопрос о правомерности для христиан вообще почитания святых мощей — неверующим и инославным кажется порой, что есть в этом что-то неправильное. Попробуем ответить на этот вопрос максимально просто.

Следует начать с того, что человек есть существо духовно-телесное. Такими нас создал Господь Бог, и это значит, что тело не есть что-то лишнее и не важное для нашего Создателя. Апостол Павел хорошо говорит о правильном отношении к телу:

«Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Кор, 6, 19,20).

Тело есть Храм Божий, сосуд в котором обитает бессмертная душа, и, значит, отношение к телу должно быть соответствующим.

Что же касается святых мощей, то почитание их мы видим уже с первых веков христианства. Вспомним, с каким благоговением собирали останки мучеников древние христиане! Разве можем мы сказать, что они делали это по невежеству? Конечно, нет, ведь это было время великих духовных дарований, время великой пламенной веры, за которую приняли мучения многие наши братья и сестры. Такие люди не могли ошибаться в таком вопросе, как правильное отношение к останкам святых. Опираясь же на утверждение апостола Павла, что тела наши есть храмы Духа Святого, и на тот факт, что Бог создал не только душу, но и тело тоже, не будет ли кощунством утверждать, что после отшествия какого-либо подвижника ко Господу, тело его станет чем-то неважным, не заслуживающим внимания?! Святость не покидает тело после смерти, и оно по-прежнему остается храмом Божиим. Отсюда вполне логично следует почитание мощей святых христианами, ведь иначе и быть не может!

А если всё-таки остаются вопросы о чудесах, бывающих у святых мощей, то стоит вспомнить, как люди даже просто касаясь одежды апостолов, а иногда только лишь соприкасаясь с тенями их, получали исцеления! И ведь не одежда творила чудеса, и, строго говоря, даже не апостолы, а Бог обитавший в них. Не больше ли тело своей тени и своей одежды?! И раз человек является существом духовно-телесным, то и благодать Божия обитает и в душах святых, и в их телах. Отсюда и чудеса, случающиеся после молитв у святых мощей, отсюда и традиция их почитания.

Как пишет святитель Амвросий Медиоланский: «В теле мученика я почитаю раны, принятые за имя Христово, почитаю того, кто живет бессмертием добродетели; почитаю прах, освященный исповеданием Господа; почитаю в прахе семя вечности; почитаю тело, которое учит меня любить Господа и не бояться смерти за него»

Стоит немного разъяснить и традицию разделения мощей на частицы. Для кого-то это может показаться кощунством. Но стоит опять же обратиться к богословию: да от мощей бывают чудеса, но чудеса творят не сами мощи, но сила Божия, обитающая в них, и потому каждая частица мощей, имеет ту же благодать, что все мощи святого вместе. Поэтому для того, чтобы как можно больше верующих смогли прикоснуться к этой благодати, мощи и иногда разделяют. Здесь стоит задуматься и о том, что происходит за Литургией, ведь люди во время Таинства Причащения принимают в себя не часть Господа, но всего Христа. Так же обстоит дело и с частичками мощей, который осеняют благодатью Божией православные храмы и монашеские обители по все России.

Информационная служба Раифского монастыря

Теги:
Мощи
святые





Новости по теме