Публикации
«Вера никак не связана
со знанием»
Троицкая суббота – день всеобщего поминовения усопших, родительская суббота перед Днем Святой Троицы – праздником Святой Пятидесятницы. Этот день именуется днем рождения Церкви. Накануне праздника Святой Пятидесятницы (Троицы) совершается заупокойное богослужение — Церковь во всей своей полноте молится за всех православных христиан от века почивших перед Престолом Божиим — в земных алтарях и на Небе.
Но зачем нужны молитвы за умерших ближних? Что происходит с человеком после его смерти? Обо всем этом беседа с иеромонахом Макарием (Семеновым).
Отец Макарий, а действительно ли мертвые мертвы?
– Никто, конечно, из людей обыкновенных (за исключением очень редких святых) не знает об этом. Но у нас есть Церковь, в которой есть Дух Святой. Лично я верю, что почившие нас слышат. Но это же вера, она же никак не связана со знанием. Я же не знаю, я же там не был. И я не богослов.
А что говорят святые отцы о происходящем с человеком после смерти?
– Святые довели до нас о так называемых мытарствах, которые душа проходит. Они были явлены некоторым святым в видении. Например, Василию Новому блаженная Матрона явилась после смерти и Макарию Великому тоже было открыто, что мытарства. Но на самом деле это учение не догматизировано. Это говорит о том, что Церковь точно не знает, что именно после смерти происходит. Но если слово «мытарства» переводить на современный язык, можно было бы сказать, что это самоидентификация человека вместе с Богом, где ему будет свойственнее, удобнее, какой мир будет ему в большей степени соответствовать: с Богом или без Бога.
Это только кажется, что с Богом удобно. На самом деле с Богом неудобно. Бог нас призывает, например, в земной жизни ходить в церковь, исповедоваться, причащаться. А людям, которые туда не ходят, или ходят очень редко, бывает там скучно. Иногда им бывает от ладана плохо, бывает, службу не понимают, не хотят знать, ничего не читают. То же самое будет, мне кажется, после смерти, только более усиленно. Вся деятельность человека, все направление движения его ума, души и тела, вся совокупность его деятельности в момент смерти просто раскроется и все. Будет понятно, человеку удобно с Богом находиться или нет.
«Никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Евангелие от Иоанна 14:6). Поэтому, если человек был убежденным альтруистом, пусть даже самым хорошим, творил добрые дела, но не верил во Христа, мы не можем утверждать, что он не спасется, но можем сказать, что такой образ жизни не спасителен. Мало делать только добрые дела (тем более, что часто они сопряжены с тщеславием), нужно поверить во Христа. После смерти все это раскроется. Человек будет проходить испытания. По церковному преданию, в течение 40 дней душа проходит мытарства. Она смотрит, насколько ей свойственны истинные добродетели, насколько грехи. Сама душа выберет вместе с Богом свое место для пребывания в вечности. Точно мы не знаем, что происходит вне земной жизни, как сказал апостол Павел: «Мы видим как бы сквозь тусклое стекло» (1-е послание Коринфянам 13:12).
Что говорят святые отцы об усопших? Как они руководят своими родными, помогают ли им?
– Если человек прожил жизнь, примирившись с Богом, мирной христианской кончиной почил, и здесь за него продолжают молиться, если Бог решил, что этой душе удобнее пребывать в Царстве Небесном и она там находится, то, конечно, в благодати Духа Пресвятого, эта душа по воле Божией может помогать людям здесь, на земле. Душа как бы входит в свою силу... Но если душа попала в ад, она сама нуждается в помощи. Чем она может помочь? Ничем.
Не можем пройти мимо трагедии 11 мая в Казани, когда были убиты школьники. За что нам Господь попускает такие испытания?
– По святым отцам, которым Бог немножко приоткрывает тайну Божества, становится понятно, что у Бога действие одно, а целей Он преследовать может сразу несколько, мы просто этих целей не видим. Возможно, смерть этих детей приведет многих из них в Царство Небесное. Бог вменит им это как мученическую кончину, потому что, скажем, дальнейшая жизнь, как говорят нам святые отцы, была бы бессмысленна. Я не думаю, что это успокоит как-то родственников, но Бог определяет, как и когда закончится жизнь человека.
Кого-то из родственников эта трагедия подвигнет в церковь прийти и Богу обратиться. Кого-то напоминание о смерти (например, одноклассников) тоже подвигнет к чему-то (к размышлению, что жизнь короткая, что она так вот закончилась). Мы не знаем всех путей промысла Божия.
Из Евангелия от Луки (глава 13, стихи 1–5):
«В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам; но если не покаетесь, все так же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам; но если не покаетесь, все так же погибнете».
Пояснение этих слов есть у блаженного Феофилакта Болгарского:
«Башня, упавшая в Силоаме, была предуказанием на то, что имело впоследствии случиться с этим народом. Примером немногих, тогда погибших, она вразумляла многих, что и они потерпят большое зло. Ибо башня служила предызображением целого города, а те погибшие восемнадцать человек — целого народа. Действительно, когда город (Иерусалим) пал от Тита, тогда вместе с ним погиб весь народ, упорный в неверии».
Ольга Романова,
Александр Ассельборн